Запрет рекламы на иностранных телеканалах в Казахстане справедлив - эксперт
Парламентарии приняли поправки к закону "О телерадиовещании", которые запрещают операторам кабельного телевидения показывать рекламу.Медиаэксперты считают, что ограничение на показ рекламы на иностранных каналах мера необходимая. По мнению директора представительства международной организации Internews network в Казахстане Ержана Сулейменова, все должны работать на равных условиях.
"Запрет на размещение рекламы на иностранных каналах соответствует принципу справедливости. Иностранные каналы не подлежат правилам казахстанского регулирования. Они могли не выполнять требование "государственному языку - 50 процентов телеэфира". Они находились в более выгодных условиях, чем наши казахстанские каналы", - отметил Сулейменов.
Кроме того, по мнению спикера, у операторов кабельного телевидения есть возможность вырезать рекламу из контента иностранных каналов.
"У крупных кабельных операторов есть такое оборудование. Тем более, если вы обратитесь к техническим специалистам, которые отвечают за вещание, рекламный блок всегда сопровождается кодированным сигналом, по которому он идентифицируется. Никто же эту рекламу вручную не вырезает. Кабельные операторы сами замещают российскую, например, рекламу на казахстанскую", - добавил Сулейменов.
Это подтверждают и руководители отечественных телевизионных компаний. Так, по словам генерального директора "31-го канала" Багдата Коджахметова, принятые поправки сравнимы с глотком свежего воздуха. У казахстанских каналов появится возможность создавать новые проекты. Не исключено, по мнению Коджахметова, и открытие новых каналов.
"Колоссальные деньги! По нашим оценкам, до четырех миллиардов тенге в год теперь будут оставаться на внутреннем рынке, в нашей профессиональной индустрии, служить её развитию, выводу казахстанского телепроизводства на мировой уровень. За десять лет, из-за того, что огромные средства оседали, по сути дела, на счетах иностранных телевещателей, наш зритель недополучил десятки тысяч часов премиального контента. И на этом одном россияне, индусы, турки заработали сотни миллионов долларов. Я уж не говорю, что на эти деньги можно было бы построить 5-6 новых отечественных нишевых телеканалов: емкость телепотребления в нашей стране позволяет запустить хоть пятьдесят ещё развлекательных телеканалов", - рассказал генеральный директор "31 канала" Багдат Коджахметов.
Между тем, операторы кабельного телевидения утверждают, что новые поправки в закон заставят правообладателей уйти с казахстанского рынка.
"Иностранным телеканалам необходимо будет создавать отдельный сигнал для Казахстана, исключая не только анонсы своих программ/фильмов, но и все программы, где так или иначе идёт упоминание о рекламодателе. В связи с чем склоняюсь к тому, что все иностранные телеканалы будут вынуждены уйти с рынка платного телевидения Казахстана", - рассказала корреспонденту informburo.kz генеральный директор ТОО "Alacast" (ID TV) Айнур Нусипбекова.
Изначально, по словам спикера, планировалось, что Закон запретит лишь "врезку" казахстанской рекламы на иностранных кабельных каналах. Однако при обсуждении документа в Парламенте её вообще запретили. Отсюда и недовольство со стороны операторов кабельного и цифрового вещания. А вот казахстанские каналы будут только в плюсе.
"Смотрите, есть конкретная сумма, которая вращается на рекламном рынке. Какая-то часть этого пирога достаётся казахстанскому телевидению. Но большая часть уходила на иностранные каналы: НТВ, Рен-ТВ, Первый канал, РТР-Планета", - сообщила Нусипбекова.
Однако полностью запрещать иностранным каналам показ рекламы государство не стало. Как сообщил министр по инвестициям и развитию страны Асет Исекешев в своём официальном блоге - допускается лишь та реклама, в которой говорится о деятельности государственных органов страны.
"Установленные ограничения не распространяются на упоминания о государственных органах, органах местного самоуправления, спонсорах, физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи. В социальной рекламе допускается упоминание о социально ориентированных некоммерческих организациях в случаях, если содержание этой рекламы непосредственно связано с информацией о деятельности таких некоммерческих организаций, направленной на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей", - говорится на официальной блог-платформе министра.