Депутаты пояснили, что на регулярной основе проводят мониторинг финансового законодательства, обеспечивающего защиту законных прав и интересов заёмщиков.

"Установлено, что за последние 13 лет нормативная база, регулирующая взаимоотношения банков и заёмщиков, претерпела существенные изменения, как правило, не в пользу интересов наших граждан. В частности, в соответствии с Правилами классификации активов, условных обязательств и создания провизий (резервов) против них, с отнесением их к категории сомнительных и безнадёжных, принятыми Национальным банком в 2002 году (утратили силу в 2006 году), в случае задержки уплаты начисленного вознаграждения более чем на 30 (тридцать) дней, банк обязан был приостанавливать начисление вознаграждения на балансовом счёте", - информируют коммунисты.

Народные избранники отмечают, что в последующих нормативных актах, принятых Национальным банком, регулирование этого вопроса было отнесено к компетенции самих банковских организаций. По их мнению, это создало им довольно широкое поле для манёвра, позволяющее, по сути, бесконтрольно определять сроки и порядок приостановления начисления вознаграждения в случае нарушений сроков внесения периодических платежей.

"Именно отсутствие такой императивной нормы, на наш взгляд, позволило банкам второго уровня включать сумму вознаграждения в общую сумму задолженности заёмщиков и на основании судебных решений взыскивать с должников средства, в несколько раз превышающие размеры выданных займов и отбирать у граждан жильё, подчас единственное. Тому есть немало примеров по всей стране", - говорится в направленном запросе в адрес Национального банка.

Также коммунисты при проведении анализа аудиторских отчётов банков второго уровня установили, что отдельные банки продали безнадёжные займы специализированным организациям для проведения работ по взысканию задолженностей.

"Так, согласно пояснительной записки к неконсолидированной финансовой отчётности АО "Темірбанк" за 2012 год, банк продал портфель займов, ранее списанных с баланса, в сумме 7 674 122 тенге компании ТОО "Специальная финансовая компания "Tilbage Company" за 2 044 826 тенге, получив прибыль 2 044 826 тенге. Аналогичная сделка также проведена в 2008 году, портфель займов стоимостью 12 106 826 тенге был продан указанному товариществу за 3 144 690 тенге", - приводят конкретные примеры коммунисты.

По мнению депутатов фракции, Национальный банк, несмотря на то что является уполномоченным государственным органом, сконцентрировав многочисленные функции контроля и даже карательные, не занимался и не занимается реальным обеспечением надлежащего уровня защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг. Они подчеркнули, что это является одной из задач, определённых статьёй седьмой Закона "О национальном банке Республики Казахстан".

В этой связи депутаты фракции КНПК  обратились с просьбой предоставить информацию по следующим вопросам:

1. Как на деле отражается на правах и обязанностях заёмщиков продажа банками безнадёжных кредитов специализированным организациям?

2. Уменьшается ли сумма их задолженности перед банками?

3. На какие цели направляются средства от реализации таких активов?

4. Насколько защищены заёмщики от возможных противоправных действий со стороны специализированных организаций, которые приобрели безнадёжные активы у банков?

5. По какой причине почти уже 10 лет деятельность коллекторов не регулируется специальным законом? 

Запрос Кайрату Келимбетову направили депутаты фракции "Народные коммунисты" Айкын Конуров, Жамбыл Ахметбеков, Галина Баймаханова, Тулеш Кенжин, Владислав Косарев, Турсунбек Омурзаков и Борис Сорокин.