Министр образования и науки РК Ерлан Сагадиев рассказал в интервью газете "Казахстанская правда" о гигантском мире корпоративных инвестиций в глобальную науку, который не имеет национальных границ.

По его словам, за последние 30-40 лет транснациональные компании выросли так, что по оборотам стали сопоставимы со средними государствами. Компания "Самсунг" в год тратит 14 млрд долларов на науку – это шесть-семь госбюджетов на науку всех стран СНГ вместе взятых, включая Россию, отметил министр.

Сагадиев объяснил эту тенденцию тем, что основные траты государства ориентированы на социальные нужды и на поддержку широких слоёв населения.

"Дальше? Дальше будет только хуже. Сегодня Apple, Volkswagen, Intel тратят на науку в среднем по 15 млрд, завтра будут тратить по 50. А у государств какие перспективы? Население, которое живёт всё дольше, которое хочет и заслуживает более высокие пенсии, хорошую медицину, новые дороги, повышения заработных плат учителей, новые школы и новые гранты для молодёжи. Президент последние несколько посланий говорит и даёт понять, что мы социально ориентированное государство. Мы будем заботиться в первую очередь о слабых, тратить на острые нужды населения, например, на газ 2,5 миллионам казахстанцев. И так не только у нас, так в большинстве государств мира. Мы не одни", – сказал глава МОН.

Ерлан Сагадиев отметил, что "Самсунг", будучи глобальной компанией, заказывает свои научные разработки по всему миру: в США, Израиле, Франции, Индии. Из общей суммы, выделенной на науку, в самой Корее остаётся не более 10%.

По словам министра, существует гигантский мир корпоративных инвестиций в глобальную науку, за который бьются научные коллективы из разных стран.

"У этого мира нет национальных границ. Уже сегодня можно сказать, что основное научное финансирование в мире прочно переместилось туда. В недалёком завтра при таких темпах развития расходы правительств на науку будут составлять доли процента от этого рынка, и в основном гуманитариям. И в этом никто не виноват. Это процесс глобализации рынков, и научных тоже, при социально ориентированных государствах. На пространстве СНГ, насколько я вижу, первые и пока единственные, кто системно начал смотреть на глобальный рынок финансирования науки, – это белорусы, и то пока только в IT, и ещё очень скромно. Но главное, ментально они правильно перестроились. По моим подсчётам, белорусы уже привлекают из-за границы больше научных средств, чем все остальные страны СНГ вместе взятые", – отметил Ерлан Сагадиев.

По мнению министра, Казахстан тоже может выйти на глобальный рынок финансирования науки. Важным шагом к этому является то, что 25 000 активных учёных Казахстана освоят английский язык и научатся подавать заявки на финансирование исследований в международные организации и компании. Такая возможность предусмотрена уже согласованным кредитом от Всемирного банка на развитие науки.

"Всё просто: есть глобальный "пирог", у нас хорошее образование, но нет языка и понимания, как туда пробиться. Это первое. Второе: до того как научить учёных быть полезными "Самсунгу", надо научиться быть полезными "Казахмысу", BI Group, "Казатомпрому". То есть должно быть софинансирование с бизнесом как основное направление финансирования науки. Это внедряется уже третий год, есть успехи. Третье – создаём анклавы, куда корпорациям можно прийти с деньгами за наукой: Назарбаев университет, Национальный биоцентр, в проекте – Астана IT-хаб. И четвёртое, самое главное: убеждаем население, что физика на английском действительно нужна, пусть добровольно, пусть те, кто понимает", – отметил Сагадиев.

По словам главы МОН, чтобы будущее поколение казахстанских учёных сразу включалось в борьбу за глобальный "пирог", начинать надо со школы.