Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции провело социологическое исследование, по результатом которого сфера образования занимает высокое место по индексу восприятия коррупции в Казахстане.

"Более 50% коррупционных правонарушений совершается при финансировании дошкольных организаций. Проведённый анализ показал, что в основном они связаны с хищением, злоупотреблением должностными полномочиями, взяточничеством и служебным подлогом", – уточнили в агентстве.

К примеру, в Махтааральском районе Южно-Казахстанской области при реализации госпрограмм "Балапан" и "Развитие образования на 2016-2019 годы" более 100 млн тенге были присвоили акимы сельских округов совместно с руководителями аффилированных дошкольных учреждений. Они искусственно увеличивали количество воспитанников, перечисляли на их содержание деньги, которые впоследствии расхищались.

В агентстве отметили, что только за 2013-2015 годы были выявлено свыше тысячи детей, одновременно числящихся в нескольких дошкольных учреждениях.

"Наряду с этим выявлены многочисленные нарушения санитарно-эпидемиологических норм, практически все детсады не соответствовали установленным требованиям, использовались подложные заключения санитарно-эпидемиологических органов, что в конечном итоге поставило под угрозу жизнь и здоровье детей. Аналогичные коррупционные преступления пресечены в Алматинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Кызылординской, Мангистауской и Костанайской областях", – сообщили в ведомстве.

Проведённый специалистами анализ показал, что основной причиной совершения этих и других преступлений послужило несовершенство правовых механизмов реализации программ.

"Отсутствуют единые подходы при размещении госзаказа в дошкольных организациях, что позволяет должностным лицам местных исполнительных органов по своему усмотрению определять порядок конкурсного отбора. Не регламентированы правовой статус и состав комиссии, порядок её создания, а также механизмы проведения конкурсов", – пояснили в Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции.

Ещё одной причиной коррупционных рисков в сфере дошкольного образования в агентстве назвали несовершенство постановки на очередь детей для направления в дошкольные организации.

"Правовые коллизии в данной сфере дают возможность должностным лицам создавать искусственные барьеры гражданам, выдавать направления в детсады в бумажной форме, нарушая список очерёдности. Наряду с этим такие правовые пробелы имеются и в регламентах по оказанию данной государственной услуги на местах. Анализ реестра госуслуг показал, что вопросам социальной защиты ребёнка (рождение и опекунство, воспитание, образование, досуг, содержание и обеспечение) посвящена 31 услуга. Из них предоставляются только в бумажной форме – 15, в электронной и (или) бумажной – 16, исключительно в электронной - 0", – рассказали в ведомстве.

По словам специалистов, прямой контакт населения с услугодателями способствует системным нарушениям прав граждан и является причиной совершения коррупционных правонарушений.

Помимо этого коррупционным фактором в агентстве считают и существующую систему формирования списка очерёдности в детские сады.

"В настоящее время постановка ребёнка в очередь автоматизирована через веб-портал "Электронного правительства" либо Государственную корпорацию "Правительство для граждан", которые выполняют лишь посредническую функцию. Список до сих пор самостоятельно формируют и контролируют территориальные подразделения образования и сельские акимы, что даёт им возможность злоупотреблять должностными полномочиями", – пояснили они.

В агентстве также считают, что другой немаловажной проблемой являются "поборы" в учреждениях образования.

"На сегодняшний день в детских садах и школах активно функционируют "родительские комитеты", которые занимаются организационными вопросами, в том числе сбором денежных средств. При этом цели, сроки и размеры сборов устанавливаются по усмотрению работников организаций образования. По сути это является распространённым видом бытовой коррупции, принимаемое как должное родителями и работниками учреждений образования", – говорится в распространённом агентством сообщении.


Специалисты напомнили, что вопросы защиты прав ребёнка регулируются в основном подзаконными нормативными правовыми актами. В агентстве отметили, что в законе "Об образовании" насчитывается более 250 отсылочных норм, из них порядка 100 касаются дошкольного воспитания и обучения.

"Это противоречит Закону "О правах ребенка", где чётко предусмотрено, что государственная политика в интересах детей должна быть основана на законодательном обеспечении прав ребёнка, включая право на образование. Более того закон "Об образовании" с 2007 года претерпел многочисленные изменения и дополнения (более 40 раз), что указывает на несовершенство законодательства", – считают в агентстве.

Также в агентстве настоятельно рекомендовали Министерству образования и науки и местным исполнительным органам разработать единый нормативный правовой акт, регламентирующий порядок размещения государственного образовательного заказа, планирования и финансирования дошкольного воспитания и обучении. Помимо этого специалисты посоветовали кардинально пересмотреть механизмы формирования списка очерёдности в дошкольные образовательные учреждения. При этом специалисты агентства рекомендовали предусмотреть максимальную прозрачность и исключение возможности манипулировать внесёнными данными, оказывать государственные услуги в сфере дошкольного образования только в электронной форме и публиковать на своих сайтах полную информацию о финансировании учреждений образования.

МОН также посоветовали рассмотреть вопрос об упразднении родительских комитетов с активной и широкой реализацией института попечительских советов, а также в целях исключения выявленных коррупционных рисков, повышения качества и конкурентоспособности национального образования, систематизации норм права разработать и принять Кодекс об образовании.

"Видится также целесообразным проведение глубокого внутреннего анализа и последующего устранения коррупционных рисков в деятельности дошкольных учреждений", – говорится в сообщении агенства.