Ситуацию с многокилометровыми заторами из фур на казахстанско-узбекской границе прокомментировали в пресс-службе Комитета государственных доходов Минфина РК.

В Комитете объяснили, что в последние два года отмечается активность внешней торговли Узбекистана и сопредельных государств. Наблюдается увеличение грузопотока из Европы и Китая в Таджикистан, Афганистан, Иран и Пакистан, что, соответственно, привело к увеличению интенсивности перемещения грузов через казахстанско-узбекскую границу.

С января 2017 количество грузового транспорта на границе выросло более чем в 3,5 раза и в сентябре составило 21,7 тысячи единиц.

"Имеющаяся инфраструктура не позволяет осуществлять равномерный и ускоренный пропуск возрастающего потока грузового транспорта через существующие пункты пропуска, что влечёт к образованию заторов", – пояснили в КГД.

Основная нагрузка наблюдается в пункте пропуска имени Бауыржана Конысбаева. По данным КГД, ежедневно в направлении выезда пропускается до 150 грузовых машин при проектной пропускной мощности в 75 единиц.

"Несмотря на принимаемые меры, 16 октября в очереди на выезде простаивали 170 грузовых машин", – сообщили в Комитете госдоходов.

Для разгрузки пункта пропуска приняли следующие меры:

  • провели разъяснительную работу с перевозчиками по равномерному распределению транспортных потоков между пунктами пропуска;
  • пересмотрели технологию ускоренного перемещения через границу;
  • для разрешения сложившейся ситуации в октябре планируют провести встречу руководителей таможенных служб двух стран;
  • с таможенными органами Узбекистана ежедневно обмениваются оперативной информацией о заторах перед пунктами пропуска и согласовывают меры по ускоренному пропуску.

В конце этого года планируют начать реконструкцию и техническое дооснащение пункта пропуска имени Конысбаева и увеличить пропускную способность до 1000 единиц грузового транспорта в сутки. На время реконструкции (она займёт около 1,5 года) пункт пропуска полностью закроют.

Заторы на этом пункте пропуска происходят не первый год. 10 октября фуры растянулись почти на шесть километров. Водители стояли в очереди по трое-четверо суток.