Примазавшиеся к баптистам
Жители небольшого села Черемшанка ВКО протестуют против открывшегося недавно Центра социальной адаптации. Черемшанцев поддержали представители и правоохранительных органов, и общественных организаций, и даже религиозных течений. Почему, казалось бы, благое дело – помочь избавиться людям от наркотической и алкогольной зависимости – оказалось вне закона, моральных и религиозных правил?Жители небольшого села Черемшанка ВКО протестуют против открывшегося недавно Центра социальной адаптации. Черемшанцев поддержали представители и правоохранительных органов, и общественных организаций, и даже религиозных течений. Почему, казалось бы, благое дело – помочь избавиться людям от наркотической и алкогольной зависимости – оказалось вне закона, моральных и религиозных правил?
О том, что в живописном селе на свежем воздухе, среди гор и тайги открылся реабилитационный центр, стало известно от самих же черемшанцев, что в принципе вполне логично. Волновать сомнительное соседство в первую очередь и должно именно их. Опять же люди здесь живут непростые: потомки староверов, а потому к чужим да пришлым относятся настороженно, привыкают долго. А пришлые приобрели дом в центре деревни, сделали неплохой ремонт и, назвав себя баптистами, объяснили, что открыли здесь Центр социальной реабилитации (ЦСА) – будут алкоголиков и наркоманов на путь истинный наставлять. Последний аспект тоже сельчанам не понравился: ну мало ли чего можно ожидать от такого соседства?
Руководитель центра сразу же разместил везде объявления, открыл сайт и стал приглашать людей.
– Я просто удивляюсь его дерзости, беззаконие полное! – возмущается председатель общественного объединения «Единство» Сергей Лебедев и встаёт на защиту истинных баптистов. – Прикрывшись религиозным течением, зазывает всех лечиться: «Приглашаем – в короткое время исцеляем!», причём ни разрешения на деятельность центра нет, ни лицензии, ни регистрации, более того, в наличии нет ни одного специалиста: ни врача, ни психолога, ни нарколога! А зачем нам врачи? Если теперь психи у нас будут лечить психов, а наркоманы – наркоманов? Спрашивается, зачем нам вообще спецлечебницы?
Как оказалось, связь с религией и у центра, и его руководителя тоже сомнительная. По крайней мере представители двух усть-каменогорских баптистских церквей «Родник» и «Спасение» в буквальном смысле открестились от такого «приверженца».
– Но руководитель центра называет себя баптистом, вам не хотелось бы разъяснить ситуацию? – спрашиваю у пастора. – Например, съездить в Черемшанку, поговорить с ним.
– Сначала было желание. Но я очень осторожен в таких делах. Есть специальные органы, которые должны контролировать такие вещи, я не могу и не должен прыгать через их голову.
– И всё-таки своими действиями руководитель центра откровенно компрометирует вас, я имею в виду баптистов, портит имидж вашей церкви…
– Библия учит смирению, не конфликтовать, – объясняет пастор. – Все свои проблемы мы решаем сами, внутри. Я никогда не буду жаловаться, высказывать свои обиды или неприязнь. Соответствующие органы и службы меня спросили, имеет ли отношение к центру наша церковь, я честно ответил – нет.
– Тем не менее хотелось бы узнать вашу оценку происходящему.
– Двоякое у меня отношение. С одной стороны, видать, мужчина, который этот так называемый центр открыл, человек явно неглупый. Он правильно и вовремя понял, что подобные центры в регионе нужны. Потребность в них достаточна острая, ведь в области нет ни одного зарегистрированного центра реабилитации, а наши больницы с проблемой не справляются. И дело-то хорошее – помогать падшим. Поймите, я не желаю этому человеку зла, если он хочет принести пользу людям – да ради бога, но пусть он делает это правильно! Но зачем так нагло действовать? Мало того, что в обход всех законов, так ещё и деньги сумасшедшие с этих алкоголиков и наркоманов брать. Стоимость проживания в центре – 100 000 тенге в месяц. Откуда такие деньги у этих несчастных? Я знаю, что реабилитационные центры Алматы и Астаны, которые предоставляют все возможные в таких случаях процедуры и специалистов, берут 60–70 тысяч. Понятно, что качество несравнимо.
Узнать, что это за центр, какие методы лечения применяются, а при возможности поговорить с пациентами и руководителем, корреспондент «Мегаполиса» решил на месте.
Оказалось, центр есть. Опрятный, даже красивый домик, огороженный высоким забором. Центр называется «Шаг к жизни», их сайт носит такое же название. Люди действительно к соседству относятся с опаской, но не агрессивно.
– Постоянно за этим забором находятся три парня, они печку топят, снег чистят, вроде тихие, – говорит жительница Черемшанки Татьяна Шаламова.
А вот аким сельского округа Петр Грохотов не скрывает своей тревоги.
Центр расположился рядом с интернатом для детей, хоккейной площадкой, больницей. Аким уже написал кучу писем в разные инстанции с просьбой разобраться и принять меры.
С акимом солидарен и прокурор района Василий Александров. По его мнению, организаторы центра нарушают сразу несколько действующих законов. ЦСА зарегистрирован как ТОО.
– Заявления о проверке законности деятельности в Черемшанке Центра «Шаг к жизни» у нас имеются, – поясняет Александров. – Проверять субъекты малого и среднего бизнеса до 1 января 2015 года мы не имели права из-за действующего в республике моратория. Но сам факт того, как руководители центра себя позиционируют в рекламе, уже предполагает нарушение. Лицензия в этих случаях обязательна. Ещё необходимо разобраться с принадлежностью организации к религиозным течениям.
Вадим Поломошнов долгое время утверждал, что он баптист. Сейчас он об этом даже не упоминает.
В этом году в силу вступил новый Уголовный кодекс, по которому серьёзно ужесточается наказание за занятие незаконной медицинской деятельностью. Теперь, если есть факт нанесения вреда здоровью средней тяжести, имеется заявление пострадавшего или обращение его в больницу, то целителя или экстрасенса могут оштрафовать на сумму до 300 МРП, приговорить к общественным работам на 240 часов или к аресту на 75 суток. Тяжкий вред здоровью, если он повлёк гибель пациента, карается сроком до 5 лет лишения свободы.
У самого руководителя центра иное мнение. Вадим Поломошнов уверен, что творит добро и помогает людям.
– Мы открылись ещё в ноябре 2014-го, – сообщил он по телефону. – Работаем по программе, которая известна с 1939 года и широко используется в России. Результаты очень хорошие. Мы отрываем зависимых от привычной среды, где есть соблазны. На природе они трудятся, работают над собой. В другом нашем центре уже 35 человек смогли преодолеть тягу к дурману. В Черемшанке у нас было пятеро клиентов. Сейчас один уехал домой. Силой здесь мы никого не держим.
Убедиться на деле в правдивости этих слов не удалось. Центр был под замком, из пациентов – никого. Три парня, убиравшие снег, от комментариев отказались.
Председатель ОО «Единство» Константин Лебедев категоричен:
– Это чистой воды бизнес, – уверен он. – Организаторы просто хотят сделать деньги на последней надежде родных этих больных людей. Работают центры незаконно, нагло и цинично, прикрываясь духовностью и благими целями.
P.S. Когда материал уже был готов, выяснилась ещё одна интересная деталь. Реклама ЦСА «Шаг к жизни» дошла и до Усть-Каменогорска. По почтовым ящикам горожан начали раскидывать рекламные листовки различных центров социальной адаптации, которые предлагают реабилитацию от алкоголизма и наркомании по уникальной методике.