1 июня в большинстве регионов страны завершилась операция «Нерест – 2013». Десятки тонн рыбы, километры сетей, электроудочки, плавсредства – вот неполный список изъятого у браконьеров снаряжения. Однако, как показали рейды, проведённые на рынках крупных городов, некоторым «чёрным» рыболовам всё же удавалось довезти товар до потребителя. 

РЫБНОЕ МЕСТО

В Алматинской области в период нереста Балхашский район считается, пожалуй, самой «горячей» точкой. Именно здесь, в десятках проток реки Или и непосредственно на Балхаше браконьеры промышляют, несмотря на все запреты. Ловят по-разному: многокрючковые снасти, сети, электроудочки. Всё это позволяет за короткий промежуток времени взять хороший улов и отправить на рынки в ближайшие города, где спрос на рыбу одинаково высок в любое время года.

Единственной преградой для «чёрных» рыбаков становятся подразделения рыбоохраны и природоохранной полиции. Но и они не могут полностью закрыть десятки больших и малых дорог. А уж на воде они и подавно проигрывают браконьерам: оснащение неравное, если не сказать, что его практически нет.

ЗА ЧТО НЕ ЛЮБЯТ «ЭЛЕКТРИКОВ»

В райцентр Балхашского района село Баканас мы приехали в один из воскресных дней. Посёлок жил обычной тихой жизнью, а в РОВД нас ждали природоохранники. И уже здесь, на месте, им было что нам показать.

– Недавно во время патрулирования ранним утром территории мы заметили со стороны реки свет фар автомобиля, – рассказывает инспектор природоохранной полиции Балхашского РУВД Ерлан Арипбеков. – Сомнений в том, что это браконьеры, не было. Их мы дождались на трассе и задержали. В машине оказались жители соседнего посёлка, а в багажнике было почти 60 килограммов свежей рыбы.

Но сюрприз ждал полицейских под уловом, на дне багажника. Там находился бензиновый двигатель, аккумулятор, фара – «миллионник» и трезубец, подключенный к движку. В народе это называется «электроудочка». Аппарат этот, по словам полицейских, в сотни раз страшнее сетей, потому что при использовании убивает всю рыбу и мелкую в том числе на расстоянии 100–150 метров.

– Это самое страшное из браконьерских орудий, – продолжает рассказ Ерлан Арипбеков уже в машине, по дороге на берег Или. – Мощной фарой они высвечивают крупную рыбу в толще воды и дают разряд. Вот так, из-за одной крупной погибает всё вокруг, в том числе и сотни мальков. Жаль, что таких отстреливать нельзя. Причём важно, что занимаются браконьерством в последние годы в основном местные жители. Приезжих практически нет. Люди в городах стали понятливее и в период нереста, если уж совсем не могут без рыбалки, ездят в частные прудовые хозяйства. В этом году за ловлю на удочку во время нереста мы составили 19 административных протоколов и только несколько человек были из Алматы.

НЕРАВНЫЙ БОЙ


На берегу Или в 50 километрах от Баканаса царит полная тишина: нет ни души. Местами на кустах висят запутанные куски сетей, обрывки верёвок и лески. Но, как уверяют инспекторы, это лишь кажущееся спокойствие. Не торопясь, внимательно осматривая берег, мы направляемся вниз по течению. Пройдя метров 200, инспекторы что-то замечают. Спустившись вниз, из воды они извлекают капроновую верёвку и начинают вытягивать её. Метров через 30 на ней появляются несколько крупных крючков с наживкой. Выясняется, что снасть была поставлена на крупного белого амура. На небольшом участке берега в течение следующих 15 минут мы натыкаемся ещё на несколько аналогичных закидов. Все они уничтожаются тут же.

По словам полицейских, эти снасти, вероятнее всего, принадлежат местным жителям. Вернутся сюда рыбаки только к вечеру, но вот улова у них теперь не будет. Задержанные же на месте, они обычно объясняют нарушение запрета просто – в сёлах работы нет, вот и приходится выживать как умеют.

– Мы, конечно, чисто по-человечески их понимаем, тем более, что много они не берут и ловят не для продажи, – поясняют инспекторы. – Но вынуждены составлять административные материалы: запрет ведь. Гораздо сложнее вон с ними, видите, на моторке плывёт. Стопроцентный браконьер. Уже то, что он в период нереста с мотором идёт, – нарушение. Рыбе нужна полная тишина для того, чтобы отметать икру. А как нам его достать? У нас ни одного плавсредства нет. Ни одной лодки, ни мощных, как у браконьеров, моторов. Вот и приходится по большей части ловить их уже в тот момент, когда рыбу они везут в города.

Полицейские уверены, что, будь у них все необходимые средства для борьбы с браконьерами на воде, результат их работы был бы в разы выше. Но пока им остаётся об этом только мечтать, поглядывая в сторону коллег, работающих в Урало-Каспийском бассейне.

Справка «Мегаполиса»

В Урало-Каспийском бассейне в рамках акции «Бекіре-2013» были задействованы 86 инспекторов, 10 патрульных речных катеров, 21 маломерное судно, 18 автомашин, приданных из Атырауской, Дамбинской, Жылыойской, Исатайской, Махамбетской, Индерской и Курмангазинской рыбных инспекций. Создано 20 рыбоохранных постов, в том числе 13 стационарных и 7 передвижных: 12 по реке Урал и её предустью, 5 по реке Кигаш и её предустью, а также 3 морских передвижных поста.

На основных трассах республиканского и международного значения установлены стационарные посты, созданные совместно с управлениями дорожной полиции Атырауской, Мангыстауской и Западно-Казахстанской областей. Для осуществления охраны наиболее труднодоступных прибрежных камышовых участков задействован авиатранспорт.

В ИТОГЕ – ПРИЛАВОК


Отсутствие необходимого для борьбы с браконьерами технического обеспечения не позволяет природоохранным полицейским Прибалхашья оптимально пресекать незаконный лов. Именно поэтому часть выловленной во время нереста рыбы всё же попадает на прилавки рынков. Десятки таких фактов были выявлены Специализированной природоохранной прокуратурой Алматы.

– Например, на посту УДП, расположенном на Капчагайском тракте, в багажнике автомобиля «Мазда-626» была обнаружена свежепойманная рыба белый амур и сазан общим весом 500 килограммов. Соответствующих документов на неё не было. Отделом природоохранной и ветеринарной полиции ДВД Алматы возбуждено дело об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого виновник будет привлечён к ответственности, – рассказал старший помощник Специализированного природоохранного прокурора Алматы Айдос Садыбеков.

Всего в ходе мероприятий в рамках операции «Нерест» на территории Алматы природоохранной прокуратурой пресечена реализация более двух тонн незаконно пойманной рыбы, а к ответственности привлечено 20 человек. Кстати, полторы тонны рыбы признано непригодной в употребление и уничтожено.

Когда верстался номер

В Саркандском районе Алматинской области, на берегу озера Балхаш полицейские задержали браконьеров, у которых изъяли 300 килограммов рыбы.

– Автомашина «УАЗ-469» была до верху набита рыбой: 151 лещ, 97 сазанов, 58 сомов, 44 судака. Сумма ущерба, нанесённого государству, в настоящее время устанавливается экспертами, – сообщил начальник Саркандского РОВД ДВД Алматинской области Айдын Аскарбаев.

Выяснилось, что оба задержанных – местные жители. Пассажир машины признался, что пойманную рыбу собирался продать.