Костанайские аграрии рассказали о своих проблемах Нуржану Альтаеву / Фото "Нашей газеты"

Фермеры Костанайской области рассказали о проблемах со сбытом зерна вице-министру сельского хозяйства Нуржану Альтаеву на отчётной конференции областного филиала Союза фермеров Казахстана, сообщает "Наша газета".

Сегодня мукомолы и трейдеры не поднимают цену за тонну пшеницы третьего класса выше 35 000. В среднем по области это ниже себестоимости. Нет и звонков от покупателей. А те, кто звонят, предлагают совсем невыгодные условия.

"Мне предложили 32 000 тенге за тонну пшеницы с клейковиной 28%. Это грабёж. В прошлом году мы за 60 000 отдавать зерно не хотели, а в этом второй месяц – тишина, спрос стоит", – рассказал директор ТОО "Кайрат" Туремурат Утепов.

Руководитель областного филиала СФК Владимир Дранчук сообщил, что в среднем по области себестоимость тонны пшеницы третьего класса в этом году сложилась на уровне 40 000 тенге. То есть в лучшем случае аграрии сработают по нулям, а в худшем – "при вполне приличном урожае этого года будут в убытке".

Акграрии заявили, что бесконечная смена механизмов господдержки не работает на удешевление производства, не выполняет своего главного предназначения, а лишь обогащает посредников в лице банков, поставщиков удобрений, запчастей, сельхозхимии.

Кроме того, предприниматели обеспокоены схемой льгот на цену дизельного топлива, используемого на посевных и уборочных работах. Их размеры, по мнению аграриев, смешны, если сравнивать с динамикой роста цен на горючее.

"По моему опыту, как только соотношение цены зерна и горючего, затрачиваемого на его производство, больше, чем один к четырём, мы начинаем работать в убыток. Сейчас цена горючего – 200 тенге за литр, пшеницы – 40 тенге за килограмм. Соотношение один к пяти – значит, у нас всех впереди очень сложные времена. И если никто не примет меры и не подумает о глобальных последствиях, то год, думаю, будет плачевным. Обстановка очень сложная", – сказал директор одного из крупнейших в области хозяйств ТОО "Алтынсарино" Борис Князев.

Ответом министерства на жалобы аграриев о том, что казахстанская пшеница становится неконкурентной, всегда была диверсификация. Трендом, по словам чиновников из МСХ, были масличные, их и советовали сеять аграриям. Однако стоимость рухнула вместе с ценами на пшеницу, потому что Россия получила большие урожаи того и другого.

Вице-министр сельского хозяйства объяснил, что Иран, который считался нашим традиционным покупателем зерна, закрыл в этом году импорт пшеницы.

"Свой хороший урожай. Говорят, ячмень давайте, зернобобовые. По Китаю соглашения предварительные есть, но им тоже много пшеницы не нужно, тоже нужен ячмень. По мясу – все хотят баранины, говядины. Вот Катар к нам сам обратился – баранина нужна, много. Мы подписали несколько рамочных соглашений, теперь не знаем, как выполнить. Я сам обращался к переработчикам – ведь такой хороший шанс появился. Говорят, нет сырья. Понимаете, нет товара, который востребован", – прокомментировал Нуржан Альтаев.

Тем временем депутаты Мажилиса обеспокоены тем, что в Казахстане нет праздника хлеба. Владислав Косарев на одном из пленарных заседаний обратился с депутатским запросом к главе МСХ Аскару Мырзахметову. Мажилисмен отметил успехи хлеборобов и обеспеченность населения хлебом.

"Наилучшим способом воздания высокого почтения главному продукту питания мы видим в учреждении праздника хлеба. Как в Италии празднуют День помидора, в Греции проводят праздник вина, в Голландии – дни тюльпана и сыра, а в Германии – День пива. Предлагаем ежегодно отмечать день хлеба", – предложил он.