На прошлой неделе в Алматы на «поле битвы» сошлись в «рукопашной» и те, кто охраняет, и те, кого, собственно, охраняют от посягательства на жизнь и имущество. Тон встрече задал президент Ассоциации охранных организаций РК Анатолий Калинин. Сначала стороны «бились» за круглым столом, обсуждая тенденции рынка охранных услуг в Казахстане и его развития, а затем все вместе вышли в поле и взялись за пистолеты и ружья...

Вот там-то, в полевом тактико-стрелковом комплексе специализированного учебного центра Ассоциации охранных организаций РК гендиректор ТОО «Груп 4 Секурикор Казахстан» полковник Талгат Ахметов показал всем присутствующим на практике, кто на самом деле «правит бал» в охранной сфере, поразив все цели из пистолета и помпового ружья лучше других.

– Практика важна в нашем деле, а не пустая болтовня. Если взялся за пистолет – покажи и докажи, что ты лучший. Что не зря хлеб жуёшь, что готов выполнить поставленную задачу, а не просто что-то изобразить на публику. В этом центре наши специалисты проходят обучение 30 дней в году. И рукопашному бою здесь обучаются, и экстремальному вождению...

Как могут гонять в учебном центре на «бумере» в минувшую среду, испытал на своей шкуре.

– Сейчас немного тряхнёт, держитесь, – кричит мне в ухо инструктор Игорь Медведев и бросает машину на встречку. Крутой разворот на 180 градусов, и мы уже несёмся дальше под скрип колёс и грохот выстрелов.

По легенде учений я – «охраняемый объект», который телохранителям во что бы то ни стало необходимо вывести из-под удара. На эксперимент согласился сам, чтобы прочувствовать как следует, что может переживать человек, когда на него нападают и хотят убить.

Игорь Медведев не просто мастерски водит авто, но и стреляет без промаха. Прибывший на конференцию в Алматы директор G4S Центральная и Восточная Европа Роберт Юхос цокает языком. У них в Европе так отчаянно рисковать не принято.

– Разговор с коллегами состоялся более чем предметный, – говорит Роберт Юхос. – В Казахстане заинтересованы в постоянном совершенстве охранных структур, и мы видим, на каком уровне сейчас идут дела в вашей стране. Похвально.

О недостатках гость напрямую не говорил, хотя и так было понятно, что наши парни отстают в оснащении, экипировке и вооружении.

И текучесть кадров у нас гораздо выше, чем на Западе, и заработки не очень высокие.

– Потому и надо создавать у нас в Казахстане специализированные колледжи, где бы обучали охранников и выдавали им дипломы об окончании, а не просто сертификаты, – продолжает полковник Ахметов. – Тогда, связав свою жизнь с этим ремеслом надолго, молодой человек был бы вдвойне мотивирован на постоянное совершенствование, а не на что-то временное.

Очевидно, что действующий в Казахстане Закон «Об охранной деятельности» далеко не совершенен. Но никто из участников Алматинской конференции не захотел говорить об этом откровенно.

То, что нынешние охранники уже не просто сторожа, а где-то даже психологи, убедился на тех же учениях. Когда тройка спе­цов меня уводила от нападения, а один закрывал буквально своим телом, усаживал в бронированный автомобиль, а после отстреливался, я не услышал ни одного случайного матерка или грубого окрика. Как только возникала небольшая пауза, со мной ребята из G4S даже шутить пытались, всем своим видом показывая, что ситуация действительно под их контролем.

– Чем ещё я могу вам помочь? – обращаясь ко мне, вопрошает человек с ружьём.

– Стакан воды. Жажда, знаете ли.

– Хорошо. Как вернёмся на базу и жизни вашей ничто не станет угрожать, будет вам стакан воды.

Уже в редакции «Мегаполиса», просматривая фотографии фотокора Олега Спивака, сделанные в ходе учений силовиков, я обратил внимание на сосредоточенные лица всех участвующих в схватке бойцов спецназа. И на их взгляды. Сказывается старейшая динамовская школа.

– У нас сильны альфовские традиции, мы фанаты своего дела и точно знаем, что необходимо дать нынешней молодёжи, – итожит занятия по боевой подготовке гендиректор учебного центра полковник запаса, кандидат юридических наук Юрий Пластовец. – Знаете, что сказал однажды Конфуций? Отправляя бойцов на войну неподготовленными, мы предаём их. И ещё: инструктор не тот, кто учит, а тот, у кого можно научиться.