Moody’s назвал три проблемы банковского сектора Казахстана
Это скрытые проблемы в отчётности, закредитованность населения и низкий спрос на кредиты со стороны компаний.Для клиентов и инвесторов важной является информация о скрытых проблемах банковского сектора в виде недорезервирования проблемных кредитов и непрозрачности реальных размеров капиталов банков, говорит вице-президент, старший аналитик группы оценки финансовых институтов Moody’s Investors Service Владлен Кузнецов.
"Нацбанк, как мы понимаем, имеет эту информацию, более-менее точную, но, видимо, пришёл момент, чтобы её раскрыть перед инвестиционным сообществом. Для этого будет проведена оценка банковских активов", – говорит Владлен Кузнецов.
Эта оценка нужна Нацбанку, чтобы обосновать программу оздоровления банковского сектора.
Компания Oliver Wyman Limited, которая выиграла тендер на проведение оценки качества активов казахстанских банков, свою методологию не раскрывает. Согласно методологии Moody’s , после завершения оценки банковскому сектору может понадобиться докапитализация в размере 400-600 млрд тенге.
По мнению Владлена Кузнецова, финсектор смог бы самостоятельно восполнить эту сумму, но за несколько лет. Но так как задача Правительства очистить банковский сектор как можно быстрее, то он не исключает последующие госвливания в сектор.
"Государство продолжит поддерживать крупные банки", – выразил он мнение Moody’s .
По оценке агентства с 2017 года Правительство уже вложило в банковский сектор более 4 трлн тенге. Это около 7% от ВВП за 2018 год, что Moody’s оценивает как весьма высокий показатель.
При этом никто не гарантирует активного роста банковского сектора Казахстана, когда активы банков будут расчищены.
По оценкам Moody’s, перспективы роста кредитных портфелей банков остаются скромными. Это обусловлено двумя факторами:
- низким спросом со стороны корпоративного сектора (во многом из-за высоких процентных ставок);
- высокой закредитованностью физических лиц (за счёт которых сейчас и растут кредитные портфели банков).
Закредитованность физических лиц в Казахстане растёт и уже сопоставима с уровнем 2013 года. Аналитик сравнил этот уровень с жёлтым сигналом светофора. В следующем году при сохранении темпов роста долговой нагрузки ситуация может стать рискованной для заёмщиков и финсектора.
Но, скорее всего, по мнению аналитика, эти риски сгладит Нацбанк, который готовит меры по ограничению сектора кредитования, особенно для социально уязвимых слоёв населения.
Меры по охлаждению кредитования населения, которые готовит и озвучивает Нацбанк, будут эффективными, считает Владлен Кузнецов, если не подведёт их исполнение.
Разовая акция Правительства по списанию долгов социально-уязвимых слоёв населения перед банками, по его мнению, особой роли в секторе не сыграла, так как общая сумма была небольшой по сравнению с общей кредитной нагрузкой физлиц.
"Однако это послало сигнал банкам, что не надо делать и куда дальше двигаться", – говорит Владлен Кузнецов.
Что касается стимулирования спроса на кредиты со стороны корпоративного сектора, то эта задача трудновыполнима и зависит от органического роста экономики.
Корпоративный сектор, в частности, могла бы стимулировать мягкая денежно-кредитная политика регулятора. Последнее решение Нацбанка по повышению базовой ставки было сделано в пользу её ужесточения – для первоочередного решения социальных проблем в виде снижения уровня инфляции в стране.
Тем не менее Moody’s считает, что в долгосрочной перспективе денежно-кредитная политика регулятора будет смягчаться, что будет стимулировать корпоративный сектор более активно использовать кредитные ресурсы.