По словам Асылжана Мамытбекова, хотя общие результаты по борьбе с бруцеллёзом по стране положительные, но есть частные случаи, которые мешают Казахстану до конца, кардинально победить эту болезнь.

"Сегодня будут озвучены нелицеприятные факты, которые не делают нам чести. Мы проанализировали и решили всё-таки сор из избы вынести, иначе мы эту проблему не решим. Мы решили, что прокралась болезнь в наши структуры, в том числе в структуры местных исполнительных органов. Мы должны калёным железом выжигать эту болезнь. Озвучим сегодня эти фамилии, конкретные меры, которые будем к ним применять. Это не красит наш мундир, мы вынуждены пойти на этот шаг", - сказал министр Мамытбеков, открывая селекторное совещание по вопросам ветеринарии и эпизоотической ситуации в РК.

Так, по данным вице-министра сельского хозяйства Гульмиры Исаевой, по результатам проведённой министерством проверки были выявлены факты грубых нарушений, которые допускаются ветеринарными службами местных исполнительных органов в отдельных регионах.

"Так, например, отбор крови ветврачами ветеринарных станций и ветеринарных пунктов проводится в нарушение имеющегося плана проведения диагностических исследований, которые утверждены приказом министра сельского хозяйства. В июле этого года ветеринарными врачами при акимате Коргалжынского района Акмолинской области в хозяйстве "Ель-Нур" была отобрана кровь КРС в нарушение действующего плана. Пробы крови были направлены в Коргалжынскую ветлабораторию, и по результатам первичных исследований было обнаружено 333 положительные пробы", - рассказала вице-министр.

Представители хозяйства обратились в территориальное подразделение комитета ветеринарного контроля с просьбой провести повторное исследование, но получили отказ. По мнению вице-министра, терподразделение нарушило закон "О ветеринарии".

"Руководитель подразделения Абдрахманов, не дав возможности провести повторное исследование, требовал проведения убоя этих животных на конкретном мясокомбинате, находящемся в данном районе, несмотря на то что у хозяйства имелся договор о проведении убоя скота с другим мясоперерабатывающим предприятием. После того как МСХ было предоставлено право на повторное исследование всех 333 голов животных на исследование в Национальном референтном центре по ветеринарии, подтверждение получили только 124 головы. То есть одна треть всего лишь подтвердилась при повторном исследовании", - уточнила Гульмира Исаева.

Аналогичное нарушение было и в Костанайской области. Ветврачами предприятия при акимате Карабалыкского района Костанайской области в племенном репродукторе также был проведён в нарушение графика отбор крови, которая и была направлена на исследование в районную лабораторию.

"Был получен результат, что по быкам-производителям 12 проб оказались положительными. Областная территориальная инспекция также отказала, при обращении хозяина животных, в повторном исследовании", - пояснила Исаева.

Вице-министр уточнила, что по итогам отбора проб крови, которые были проведены после обращения в МСХ, был получен результат двукратного исследования в Национальном референтном центре ветеринарии.

"Результаты с использованием четырёх методов показали, что ни одной положительной реакции нет. Несмотря на имеющиеся заключения, руководитель областного территориального подразделения комитета ветеринарного контроля и надзора Батырбеков требовал проведения убоя этих животных "на всякий случай", для перестраховки, не понимая, что каждый бык-производитель имеет ценность в селекционно-генетической работе", - пояснила вице-министр.

Асылжан Мамытбеков отметил, что по этому факту ведомство сейчас проводит служебное расследование, и дело будет доведено до конца.

"При этом руководитель хозяйства за свой счёт отправил пробы крови в лабораторию, в Россию, и там тоже вышло отрицательно. Причём  были выбраны самые тучные быки", - указал министр.

Глава Минсельхоза попытался лично выяснить у начальника областной территориальной инспекции Костанайской области Батырбекова, изучал ли тот повторные результаты, полученные в российских лабораториях. Однако внятного ответа на свои вопросы министр так и не получил.

"Тоже с вами разберёмся. Директор республиканской лаборатории лёг в больницу. Лежит в больнице и думает, что пронесёт. Это тоже не спасёт. То, что лёг в больницу. Привет ему надо передать. Чуть что, в больницу сразу. Сразу болячки находятся", - возмущённо прокомментировал Мамытбеков ситуацию.

Глава ведомства был просто взбешён тем, что начальник территориальный инспекции, вместо того чтобы предпринять соответствующие меры, только "шепнул предпринимателю, что ему не дадут подтвердить отрицательные результаты" по анализам.

"Почему вы боитесь правду говорить? Почему вы не можете проявить принципиальность? Из-за этого страдает бизнес же! Представьте, какой экономический ущерб! Почему вы малодушничаете? Что вы не скажете, что на вас происходит давление? Что вам запретили проводить перестановку? Вы ему сказали "идите в референт-центр, мне не дадут тут сказать правду". Хоть на этом спасибо, что подсказал ему путь. Чего ты боишься? Вся область стонет там от этой ветеринарной службы и инспектора, который "борется" таким образом с бруцелёзом. Больше проблем причиняют такой борьбой. Лучше бы ничего не делали", - возмутился Мамытбеков.

По словам директора вышеупомянутого племенного хозяйства ТОО "Север-Агро Н" Армана Есмурзина, 12 голов КРС были куплены в Австралии, и стоимость каждого быка составляет в среднем 15-16 тысяч долларов.

Со слов вице-министра сельского хозяйства Гульмиры Исаевой, при повторном отборе проб крови для референтного центра местная районная инспекция препятствовала этому.

"Как будто военные сводки слушаю", - удивился этому министр Мамытбеков.

Помимо этого были нарушения при соблюдении правил повторного отбора крови скота на выявление болезни.

"Эти меры (изолировать животных и сдать на санитарный убой в течение 15 дней. – Авт.) должны приниматься после окончательной постановки диагноза… Тут, как анекдоте получается: "Ничего себе, вы сказку сократили". Вы начало прочли и конец прочли. Причём у нас есть подозрение, что не просто недогляд, а с прямым умыслом. Это тоже выявит служебное расследование", - сказал Мамытбеков в ходе совещания.

Эти факты нарушений оказались не единственными проблемными вопросами на повестке дня. Министр также обратил внимание собравшихся на то, что до сих пор существуют проблемы по подключению к Интернету ветеринарных пунктов.

"Если в прошлый раз было 368 пунктов не подключенных, то после разъяснения, что земля круглая и что от орбиты спутников до любой точки земли примерно одинаковое расстояние, этот вопрос немного сдвинулся. Сейчас остался 51 пункт неподключенный. Из них 22 пункта в Костанайской области, 13 пунктов в Карагандинской области осталось. Я не знаю, почему: там с "Казахтелекомом" не разобрались, наверное, или другого провайдера не можете вы найти? Шесть пунктов осталось в ВКО и пять пунктов в Мангистауской и Северо-Казахстанской областях", - уточнил Мамытбеков.

Помимо этого существует и проблема компьютерной грамотности специалистов отрасли на местах.

"Что толку подключать к Интернету, если там работники не умеют обращаться с компьютером, не могут проводить работы по идентификации. Это занимает очень длительное время. Потом куча ошибок. Из-за этого бизнес не может получить своевременно субсидии, не может проводить учётные работы. Этот вопрос тесно связан с вопросом, о котором мы говорили: что при расформировании ветеринаров на сельском уровне, которые сидели госслужащими, которых мы обучили работать в идентификационной системе, при переводе их в ветеринарные пункты они остались не у дел. То есть их уволили, а начали принимать совсем других. Каждый раз так обучать невозможно", - сказал Мамытбеков.

По мнению руководителя ведомства, на работу в ветеринарные пункты принимаются специалисты без соответствующего образования. Он посчитал, что нужно провести анализ того, как проводится идентификационная работа на местах и там, где есть нарушения, применить меры в отношении ветеринарных врачей.

Мамытбеков напомнил и о приказе МСХ по плану забора крови, который предусматривает в пастбищный период его не осуществлять.

"Несмотря на это, ветеринарная служба местных исполнительных органов при попустительстве инспекторов, которые должны следить за соблюдением ветеринарного законодательства, может быть даже с поддержкой на местах лабораторных служб, делают вот такие неправильные мероприятия, которые ведут, как уже на конкретных примерах показали, к нарушениям ветеринарного законодательства, которое идёт как раз таки в ущерб интересам бизнеса. Сколько ещё интересов личных подворий нарушаются? Там-то вообще они, по сути бесправные, перед ветеринарами. И там уже никто не оспаривает, скорее всего. Поэтому мы специально открываем телефоны доверия. Кто боится испортить отношения с местными властями - мы можем это делать на анонимном уровне. Кто готов вот так открыто выступить - пожалуйста. Мы будем проводить служебное расследование по каждому факту и принимать меры", - сказал Мамытбеков.

"В Жамбылской области убрали 500 евро из джипа? Нет? Ещё висит? " – поинтересовался далее министр.

"В Жамбылскую область приехал руководитель территориальной инспекции, ездит на джипе и повесил у себя в машине заламинированную купюру. Наверное, не настоящие, наверное, на удачу, но чтобы когда заходил в машину, деньги об голову ударялись? У самого рабочий стол пустой – ни одной бумажки, ни плана работы, ни графика. Чем занимается?..

По границе с Кыргызстаном служебное расследование проводите? По результатам будут приняты меры к вам тоже. 500 евро не туда ударят", - пригрозил он.

Асылжан Мамытбеков сказал, что факты нарушений были обнаружены случайно, через представителей бизнеса, которые смогли достучаться непосредственно до руководства министерства.

"Один представитель бизнеса обратился к вице-министру, второй попал ко мне на приём. Мы видим, что это системная болезнь. Болезнь, которая не случайна. Думаем, что могут быть факты коррупционного нарушения, в этом вопросе будем принципиально разбираться", - добавил он.

Как пояснил уже после окончания совещания главный государственный ветеринарно-санитарный инспектор Республики Казахстан Сакташ Хасенов, до 11 сентября будет проводиться служебное расследование деятельности ветеринарной службы по всей республике.