Руководители железных дорог Казахстана и России никак не могут договориться. Казахстан по-прежнему не пускает на свою сеть российские инновационные вагоны, хотя запрет ОАО РЖД на их подачу давно снят. А в РФ масштабная проверка Ространснадзора выявила неисправные казахстанские вагоны, в том числе запрещённые – с китайской боковой рамой, передаёт "Коммерсантъ".

"Қазақстан темiр жолы" до сих пор не допускает на свою сеть чужие вагоны с повышенной (более 25 тонн) нагрузкой на ось. 4 мая ОАО "Российские железные дороги" ввело запрет на подачу таких вагонов в Казахстан. Ограничение было снято 2 августа, но вагоны РК до сих пор не принимает. Об этом сообщил в письме начальнику управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры РЖД Михаилу Сапетову глава департамента вагонного хозяйства АО "НК "КТЖ" Ельбек Тулеуленов.

Возможность допуска вагонов рассматривается, но для этого нужно исследовать влияние повышенных нагрузок на путь и искусственные сооружения. Запланирована подконтрольная эксплуатация на отдельном участке инфраструктуры, Россию уведомят о результатах, говорится в письме.

Как пишет российское СМИ, в Москве считают, что Казахстан либо сейчас нарушает межгосударственные договорённости на уровне СНГ, либо нарушил их в 2014 году, когда без надлежащих испытаний допустил инновационные вагоны на сеть. В ОАО РЖД подтвердили, что запрет отменён, но более подробно обсуждать ситуацию не стали.

Между тем Ространснадзор провёл рейдовые осмотры грузовых вагонов на сети ОАО РЖД и в числе прочего отправил в текущий отцепочный ремонт порядка 1 200 вагонов из Казахстана "за ненадлежащее техническое состояние".

Обнаружились используемые на Северо-Кавказской и Южно-Уральской железных дорогах казахстанские вагоны с несертифицированными боковыми рамами АООО "Саус Хуэйтун Ко., Лтд" (КНР) выпуска до 28 марта 2013 года. После того, как 8 марта в Башкирии произошёл сход казахстанского вагона с такой рамой, Ространснадзор 25 апреля предписал ОАО "РЖД" не допускать в Россию подобную технику. В Ространснадзоре от комментариев отказались, сообщил "Коммерсантъ".

В ОАО "РЖД" пояснили, что сейчас идёт документальная проверка, и если по её результатам компания получит предписание ведомства, то выполнит его в полном объёме. Но "ответственность за техническое состояние подвижного состава несут его собственники", подчеркнули в РЖД.

В условиях жёсткого дефицита полувагонов казахстанские собственники ограничены в выборе парка, отмечает глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. Они не всегда могут отказаться от использования в межгосударственном сообщении полувагонов с рамами "Саус Хуэйтун", что формирует дополнительные сложности для контроля со стороны Центральной дирекции инфраструктуры ОАО РЖД. Однако, уточняет эксперт, задача "не выглядит невыполнимой" и проблемы с её решением "могут привести к жёстким мерам".

На 8 сентября запланирован визит вице-премьера Аркадия Дворковича в Казахстан. В ходе его встречи с премьером страны Бакытжаном Сагинтаевым может обсуждаться и ситуация вокруг железных дорог двух стран, предположило российское СМИ.