Щербактинская птицефабрика, где производят куриные яйца, вынуждена работать на склад. Из-за наплыва дешёвой продукции из России местная оказалась невостребованной.

ЯЙЦО – НЕ КИРПИЧ

По словам директора Щербактинской птицефабрики Марата Жаншукова, сегодня у предприятия практически нет сбыта. Если что и удаётся продать, то лишь небольшими партиями. Основной объём продукции идёт «на склад».

– У нас себестоимость яиц первой категории составляет 136–138 тенге за десяток, – говорит Марат Жаншуков. – В декабре прошлого года мы продавали по 160 тенге. В январе уже по 150. Но дальше скидывать цену я не могу. Мы и 5%-й рентабельности сегодня не имеем. Сидим и ждём. Но яйцо – не кирпич, который годами на складе может пролежать. У нас продукт скоропортящийся. Ну, продержим мы одну неделю, вторую яйца на складе. А потом всё равно придётся на рынок выбрасывать. Но по какой цене оно пойдёт и что мы заработаем – неизвестно. Не мы цену формируем на рынке. Сейчас – Россия. Мы лишь стоим сбоку и смотрим, во что это выльется нам в итоге.

Как сообщил на днях «Союз птицеводов Казахстана», на начало февраля на складах отечественных птицефабрик скопилось 11 тыс. тонн куриного мяса и 53 млн яиц.

РОССИЯН БОЯТЬСЯ – В ЛЕС НЕ ХОДИТЬ

В конце прошлого года в сельской зоне Аксу после нескольких лет простоя снова заработала Кызылжарская птицефабрика. Раньше здесь производили яйца, однако в ходе реконструкции предприятие перепрофилировали на выпуск бройлерного мяса. На церемонии открытия руководство этой птицефабрики уверяло, что уже в середине января местные окорочка поступят в продажу на рынки Павлодара. Но в итоге с начала года предприятие тоже работает «на склад», где сегодня скопилось под 100 тонн продукции.

Впрочем, аким города Аксу Кайрат Нукенов не видит в этом ничего страшного. По его словам, отгружать мясо на склад птицефабрика была вынуждена, поскольку у неё отсутствовали необходимые сертификаты.

– На данный момент продукция Кызылжарской птицефабрики уже сертифицирована и в феврале появится на рынках Павлодара, – оптимистично заверил г-н Нукенов.

На вопрос о перспективах работы, по сути, новой птицефабрики в условиях демпинга со стороны российских производителей аким ответил образно:

– Волков бояться – в лес не ходить. Мы не должны думать, что кто-то приедет и привезёт продукцию дешевле. Всё будет зависеть от качества. Мы работали на склад, пока не было сертификатов. Я думаю, наша продукция найдёт своего покупателя не только в Павлодарской области, но и во всём Казахстане.

Уверенности акиму Аксу придаёт ценовая статистика. По его данным, если кило неразделанного куриного мяса из Усть-Каменогорска завозят сегодня в Павлодар по 470 тенге, то отпускная цена на бройлеров из Кызылжара составит 400–430 тенге за кг.

В ВЫИГРЫШЕ ПЕРЕКУПЩИКИ

В отличие от г-на Нукенова директор Щербактинской фабрики настроен менее оптимистично. Как говорит Марат Жаншуков, буквально на днях в Павлодар из России завезли цыплят-табака по цене 350 тенге за кг, и продажи местного куриного мяса сразу застопорились.

– В прошлом году я продавал великовозрастных несушек по 450 тенге за кг, в этом и по 300 тенге никто не берёт, – сетует директор.

Но самое интересное сегодня происходит в торговых точках Павлодара. К сожалению, горожане, несмотря на откровенный демпинг со стороны российских производителей, не видят на прилавках ни дешёвых яиц, ни тех же цыплят-табака. Десяток яиц по-прежнему стоит 175–185 тенге, цены на куриное мясо варьируются в диапазоне от 500 до 550 тенге, а в супермаркетах и гораздо выше.

Более того, буквально в последние несколько дней заметно подорожал хлеб: где-то на 5, а где-то и на все 10 тенге. Маленькая баночка 10%-ной сметаны стоит уже 135 тенге вместо прежних 105. Колбаса подорожала на 200–300 тенге. Тут ещё и овощеводы заявили, что запасы капусты подходят к концу.

Цены на хрен в регионе, к сожалению, тоже неустойчивые.