Кулибаев предложил объединить все отчисления за работников в единый платёж
Сейчас бизнесмены ежемесячно отчисляют за своих работников по пять платежей. Это 31% от каждой зарплаты.Глава Национальной палаты предпринимателей РК "Атамекен" Тимур Кулибаев считает, что в Казахстане необходимо снизить нагрузку на фонд оплаты труда. Об этом он заявил на IV Форуме по защите бизнеса "Надзор прокуратуры в сфере предпринимательства".
"Сегодня бизнес обязан ежемесячно уплачивать за своих работников по пять платежей в сумме 31% от каждой зарплаты: индивидуальный подоходный налог – 10%, пенсионный взнос – 10%, социальный налог – 6%, взнос в Государственный фонд социального страхования – 3,5%, взнос в Фонд социального медицинского страхования – 1,5%", – напомнил Тимур Кулибаев.
Он отметил, что в 2020 году выплаты составят уже 33%. Глава палаты предпринимателей считает, что это слишком высокая нагрузка.
"Такая высокая нагрузка на фонд оплаты труда будет способствовать уходу работодателей в "серую" зону, а работники будут получать зарплату в конвертах. Предлагаем унифицировать облагаемые базы всех платежей из фонда оплаты труда, объединить их в единый платёж и снизить суммарную его нагрузку до 20-25%", – сказал глава НПП "Атамекен".
В своём выступлении он также затронул тему государственного частного партнёрства.
"Безусловно, одним из преимуществ механизма ГЧП является снижение нагрузки на госбюджет. В зарубежной практике на 1 тенге госинвестиций приходится 3 тенге частных. У нас же, наоборот, соотношение 1,5 к 1", – сказал Тимур Кулибаев.
По его мнению, имея привлекательные сферы и объекты для инвестирования, регионы зачастую неспособны подготовить и "упаковать" хороший проект для инвесторов.
"Причин этому много. Это отсутствие инструментов оценки коммерческой жизнеспособности проектов ГЧП, непрозрачная система прохождения проектов, неэффективная экспертиза, недостаточный уровень компетенции по проработке технических заданий", – отметил спикер.
Он подчеркнул, что проверки Генеральной прокуратуры показали, что ГЧП стало одной из форм подмены госзакупок.
"По сути, это скрытое бюджетное финансирование. К примеру, 38 договоров ГЧП с объёмом гособязательств в 90,2 млрд тенге заключены на озеленение города в Алматы, обслуживание электросетей в Павлодаре, обучение населения государственному и английскому языкам в Караганде, реконструкцию зданий в Алматинской области", – рассказал председатель НПП "Атамекен".
По его данным, в 2020 году потенциал бюджетных инвестиционных проектов на местах на строительство, который можно реализовать через механизм ГЧП, составляет примерно 730 млрд тенге.
"Крайне важно обеспечить эффективную систему финансирования строительства, разработать единую методологическую базу, разработать и утвердить типовые проекты ГЧП и типовые инвесторские решения, а также квалификационные требования к застройщикам", – добавил Тимур Кулибаев.
По его мнению, это большая возможность для стимулирования роста экономики и развития ГЧП.