КНБ разъяснил право на блокировку связи и интернета в Казахстане.

"В настоящее время со стороны отдельных субъектов отмечается неверная трактовка указанных изменений в законодательстве, в связи с чем Комитет национальной безопасности Республики Казахстан считает необходимым дать некоторые пояснения", – говорится в распространённом сообщении.

Норма права не предусматривает массового отключения региональных интернет-сервисов и сетей связи, так как в действующем законодательстве для генерального прокурора и уполномоченного органа в области связи уже предусмотрены правовые основания для ограничения использования сетей и средств связи при проведении антитеррористической операции, возникновении массовых беспорядков и иных нарушений законодательства в области СМИ (Законы Республики Казахстан "О противодействии терроризму" и "О связи"), говорится в сообщении.

"В то же время с позиций органов национальной безопасности решение об отключении услуг связи будет приниматься в отношении конкретных абонентов в целях воспрепятствования информирования ими сообщников или координации их действий, которые могут привести к совершению тяжких и особо тяжких преступлений. Отключение сетей и средств связи будет осуществляться соответствующими операторами на основании совместного приказа субъектов оперативно-розыскной деятельности и уполномоченного органа в области связи, согласованного с Генеральной прокуратурой Республики Казахстан", – говорится в пресс-релизе КНБ.

Вопросы приостановления работы сетей связи и доступа к интернет-ресурсам регламентируются Законом Республики Казахстан от 22 декабря 2016 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремизму и терроризму", где статья 41-1 Закона "О связи" дополнена пунктом 1-2 следующего содержания:

"1-2. В случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений, подготавливаемых и совершаемых преступной группой, председатель Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, его заместители или начальники территориальных органов Комитета национальной безопасности Республики Казахстан либо лица, их замещающие, вправе приостанавливать работу сетей и (или) средств связи, оказание услуг связи, доступ к интернет-ресурсам и (или) размещённой на них информации в интересах всех субъектов оперативно-розыскной деятельности с последующим уведомлением уполномоченного органа в области связи и Генеральной прокуратуры Республики Казахстан в течение двадцати четырех часов".

В КНБ рассказали, что порядок приостановления работы сетей и (или) средств связи, оказания услуг связи, доступа к интернет-ресурсам и (или) размещённой на них информации определяется совместным нормативным правовым актом субъектов оперативно-розыскной деятельности и уполномоченного органа в области связи по согласованию с Генеральной прокуратурой Республики Казахстан.

Кроме того, сообщает Комитет, редакция подпункта 1 пункта 3 этой же статьи изменена следующим образом:

"После получения от уполномоченного органа или органов национальной безопасности Республики Казахстан требования о принятии мер по выполнению указанного в пунктах 1, 1-1 и 1-2 настоящей статьи предписания или решения обязаны выполнить его в течение не более трёх часов путём временного приостановления работы сетей и (или) средств связи, оказания услуг связи, доступа к интернет-ресурсам и (или) размещённой на них информации".

Нововведения ранее комментировал в своём посте на Facebook адвокат Джохар Утебеков, который обратил внимание на "размытость" понятий в статье закона.

"Основание блокировки самое размытое: предотвращение тяжких преступлений. Отрубить комитетчики могут ещё и сотовую связь, и мессенджеры (ватсап и прочее), и сайты, и вообще весь интернет и всю связь. Сделать КНБ может это не только в своих интересах, но и по просьбе полиции, Нацбюро, СЭР, "Сырбара", СГО или военной разведки", – пояснил Джохар Утебеков.