Казахстан не согласен с выводами спецдокладчика ООН о свободе мирных собраний
Специальный докладчик ООН по вопросу о правах на свободу мирных собраний и свободу ассоциации Майна Киаи внёс ряд рекомендаций по улучшению ситуации с правами человека после посещения Казахстана. К примеру, г-н Киаи заявил о необходимости проведения международного расследования жанаозенских событий. Казахстан не согласился с рекомендацией г-на Киаи, и напомнил, что международное расследование уже завершено.В частности, спецдокладчик порекомендовал провести международное независимое расследование трагических событий в Жанаозене и Шетпе, с тем чтобы привлечь к ответственности лиц, виновных в нарушениях прав человека, и возместить ущерб жертвам, рассмотреть возможность досрочного освобождения Владимира Козлова за "хорошее поведение", как это предусмотрено национальным законодательством; пересмотреть обвинительные приговоры, вынесенные жанаозенским нефтяникам, которые утверждают, что их вынудили дать признательные показания с помощью пыток или неправомерного обращения.
"Рекомендации (...) не принимаются. Запрашиваемое международное расследование завершено. Практически все организаторы и участники массовых беспорядков в городе Жанаозен освобождены условно-досрочно или по амнистии, либо в связи с недоказанностью их вины. Бывшие полицейские, допустившие превышение полномочий и ненадлежащие выполнение своих функций, по сей день продолжают отбывать наказание в местах лишения свободы. Вопрос о досрочном освобождении Владимира Козлова будет рассматриваться в плоскости действующего законодательства", – гласит ответ Казахстана.
Кроме этого, г-н Киаи порекомендовал внести поправки в Закон "О политических партиях". В частности сократить минимальное количество членов, необходимых для создания партии. Казахстан посчитал нецелесообразным внесения изменений в этот закон.
Г-н Киаи обеспокоен приостановлением деятельности Коммунистической партии за неточность в списке её членов. В своём докладе он обратил внимание на то, что ни одна из девяти партий, зарегистрированных в Казахстане, "не способна выступить в роли подлинной оппозиционной партии".
"Особую обеспокоенность вызывают положения статьи 174 Уголовного кодекса, касающейся возбуждения социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни. В кодексе четко не оговаривается, что именно понимается под "возбуждением розни", вследствие чего возникает возможность произвольного толкования, выходящего за сферу охвата пункта 3 статьи 19 и статьи 20 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также статьи 4 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Это положение существовало уже и в предыдущем варианте Уголовного кодекса, однако в новом варианте срок максимального наказания увеличился с 12 до 20 лет лишения свободы. По существу эта нечеткая формулировка может быть использована, например, для обвинения любой оппозиционной партии, пытающейся мобилизовать трудящихся, в возбуждении социальной розни в отношении работодателей", – отмечает г-н Киаи в своём докладе.
В ответе Казахстана по этому поводу говорится:
"Отмечаем, что статья 174 Уголовного кодекса соответствует интересам Казахстана по сохранению межнационального согласия и стабильности, что не противоречит международным стандартам. Практика применения данной нормы не вызывает вопросов.Уголовное законодательство требует прямого исполнения, без применения судебного прецедента".
Большую часть доклада г-н Киаи посвятил праву на свободу мирных собраний. Он считает, что на практике подход правительства к регулированию свободы собраний лишает всякого смысла право на мирные митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, которые гарантируются Конституцией.
В ходе визита Специальный докладчик посетил площадь Сарыарка, единственное место в Алматы, где разрешено проводить собрания. Площадь находится приблизительно в семи километрах от центра города. Он считает, что из-за этого расстояния демонстранты лишены возможности выразить свои взгляды и мнения там, где их может увидеть и услышать целевая аудитория, например государственные должностные лица или сограждане в наиболее густонаселенных районах города. Специальный докладчик серьезно обеспокоен тем, что в городе с населением около 1,5 млн человек единственное отведенное под проведение собраний место по площади едва превышает футбольное поле и расположено в относительно удаленном от центра жилом районе.
"В таких обстоятельствах неудивительно, что, по данным Министерства юстиции, 324 из 497 собраний, зафиксированных в период с 2012 по 2014 год, были признаны "несанкционированными". В данных, представленных правительством, в последние годы также прослеживается тенденция сокращения числа заявлений о проведении собраний, в особенности собраний, посвященных гражданским и политическим правам. Официальные лица в Актау сообщили, что в 2013 и 2014 годах ни одного заявления о проведении собраний не поступало", - говорит г-н Киаи.
Также специальный докладчик обратил внимание на то, что в 2010 году Казахстан взял на себя обязательства по разработке и принятию нового Закона "О мирных собраниях". Работа по этому направлению ведётся. Г-н Киаи выразил удовлетворение в связи с этими подвижками, но, вместе с тем, считает, что обещанные реформы следует проводить с большей оперативностью.