Как возрождается Жезказган
В Казахстане официально около трёх десятков населённых пунктов отнесены к разряду моногородов. Это те, чья жизнь целиком и полностью зависит от одного градообразующего предприятия. Детища советской плановой экономики, когда можно было директивно распределять все необходимые для человека блага, в рыночной атмосфере почувствовали себя довольно неуютно. Оно и понятно: никакая компания не может демонстрировать конкурентоспособность своей продукции, если в её себестоимость будут входить расходы по поддержке социальной сферы города. А порой и нескольких городов – как это было до недавних пор у нашего медного гиганта – корпорации «Казахмыс».В Казахстане официально около трёх десятков населённых пунктов отнесены к разряду моногородов. Это те, чья жизнь целиком и полностью зависит от одного градообразующего предприятия. Детища советской плановой экономики, когда можно было директивно распределять все необходимые для человека блага, в рыночной атмосфере почувствовали себя довольно неуютно. Оно и понятно: никакая компания не может демонстрировать конкурентоспособность своей продукции, если в её себестоимость будут входить расходы по поддержке социальной сферы города. А порой и нескольких городов – как это было до недавних пор у нашего медного гиганта – корпорации «Казахмыс».
В середине ноября правительство и парламент много говорили о программе поддержки моногородов. На расширенном заседании Совета по региональной политике и работе с маслихатами при фракции партии «Нур Отан» в мажилисе вице-министр по инвестициям и развитию Альберт Рау уделил особое внимание Аркалыку. В связи с тем, что добываемых здесь бокситов осталось всего на 8 лет и геологоразведка не показывает новых запасов, встаёт вопрос о самом дальнейшем существовании целого города. Эта проблема особо подчеркнула важность другого события, случившегося буквально незадолго до этого. 31 октября компания «Казахмыс ПЛС» сообщила о завершении своей реорганизации и смене названия публичной компании на KAZ Minerals PLC.
Чтобы разобраться в смысле данной реорганизации, придётся совершить небольшой экскурс в события годовой давности. Под занавес 2013 года в правительстве состоялось заседание, посвящённое реализации «Комплексного плана социально-экономического развития городов Жезказган, Сатпаев и Улытауского района на 2012-2020 годы». Дело в том, что цели в нём были намечены неплохие, но за первые два года существования программы их выполнение не продвинулось никак. В то время как сама корпорация в последние три года вложила в объекты социальной инфраструктуры области 7,7 млрд тенге. Между тем мировой кризис серьёзно ухудшил рыночное положение «Казахмыса». То есть в одиночку компания уже не могла вытягивать целый регион, притом что местные месторождения, которые разрабатываются более 50 лет, сильно истощились. В то же время «Казахмыс» привлёк огромные кредиты, которые вложил в развитие новых проектов – Бозшаколь и Актогай. Стало очевидно, что намеченная в Комплексном плане диверсификация местной экономики назрела как никогда. По обновлённому Комплексному плану на социально-экономическое развитие Улытауского района, а также городов Жезказган и Сатпаев в предстоящие 6 лет предусмотрено потратить на условиях государственно-частного партнёрства 351,5 млрд тенге. За счёт таких совместных усилий, по словам экспертов, ещё на 40 лет будет обеспечена возможность добычи меди, а значит, и надёжные рабочие места. Но это уже не будет «светом в окошке» для жезказганцев. Здесь активно создаются новые производства (швейное, шинное и другие). В августе текущего года важным событием стало открытие новых железнодорожных веток Жезказган – Бейнеу и Аркалык – Шубарколь, которые сделали Жезказган важным транзитным центром.
В этих условиях «Казахмыс» нашёл хорошее решение по своей структурной оптимизации. Дело в том, что как листингующаяся на Лондонской и Казахстанской фондовых биржах публичная компания, она обязана показывать состояние всех своих активов. А зрелые, истощившиеся месторождения и старые предприятия явно не добавляют ей бонусов в глазах зарубежных инвесторов. И в конце февраля компания объявила о своей реорганизации. Суть её в том, что ряд активов с наиболее слабой рентабельностью и ограниченным потенциалом роста будут выделены в непубличную компанию – ТОО. Соответственно при этом варианте есть возможность проблемы каждого из таких активов решать в «индивидуальном режиме», чтобы вернуть их на приемлемый уровень рентабельности. Как известно, некоторые рудники эксплуатируются уже по 50-60 лет и нуждаются в реконструкции, модернизации, новом оборудовании для эффективной эксплуатации. Учитывая неуклонное снижение содержания меди на таких рудниках, для них необходимо дополнительное финансирование. При этом на частную компанию не будут давить те огромные кредиты в 4,5 млрд долларов, которые «Казахмыс» привлёк для развития Бозшаколя и Актогая.
А публичная KAZ Minerals PLC, о завершении формирования которой было объявлено 31 октября, аккумулирует в себе наиболее успешные проекты в Восточном Казахстане, Бозшаколь, Актогай, Коксай и Бозымчак. Они должны позволить обновлённой компании демонстрировать меньшую себестоимость своей продукции при прочих отличных показателях. Соответственно акции KAZ Minerals PLC получат новую, большую привлекательность в глазах инвесторов.
Как заверяет топ-менеджмент компании, по итогам текущего года предприятия KAZ Minerals произведут 80–85 тысяч тонн катодной меди. Но уже к 2018 году планируется производить 300 тысяч тонн металла, и большая часть этого объёма будет приходиться на новые рудники открытого типа. Это будет один из самых динамичных темпов роста производства в мировой отрасли. Внушает большое впечатление и такое заявление руководства KAZ Minerals, что на Бозшаколе горно-обогатительный комплекс будет добывать 30 млн тонн руды в год, а для добычи и переработки всего этого потребуется всего около 1500 человек!
Кстати, лично я предполагаю, что новая публичная компания выбрала себе своё название не случайно. Возможно, в будущем она будет активно работать не только по меди, но и по другим полезным ископаемым. В смысле не медью единой…
На прошедшей неделе «Казахмыс» официально объявил, что активы корпорации передаются в новое ТОО Kazakhmys Holding. В него перейдут такие крупные горно-металлургические и энергетические компании, как ТОО «Корпорация Казахмыс», ТОО «Казахмыс Смэлтинг», ТОО «Казахмыс Энерджи» и другие с их структурными подразделениями, расположенными в Карагандинском, Жезказганском и Балхашском регионах.
Новая конструкция компании должна позволить ей лучше работать. А в том, что в целом «казахстанская политика» на медном гиганте не изменится, выступает гарантом то обстоятельство, что общее руководство компаний сохраняется в прежнем составе. Президентом как публичной KAZ Minerals PLC, так и частной Kazakhmys Holding остаётся Владимир Сергеевич Ким. Сохранён и оперативный топ-менеджмент обеих разделившихся компаний. В KAZ Minerals PLC председателем правления Группы избран Олег Новачук. Председателем совета директоров Kazakhmys Holding – Эдуард Огай.