Кабельные каналы Казахстана покажут зрителям "экран смерти"
Тем самым они покажут зрителям, что их ожидает после Нового года. Когда именно наступит тишина в эфире, операторы кабельного телевидения пока не говорят."Единой позиции по этому поводу пока нет, – говорит глава Ассоциации операторов телерадиовещания РК Саят Нурахметов. – Скорее всего, сделаем отключение ближе к новому году. Мы хотим показать, каким образом к 1 января должна выглядеть идеальная картина, идеальная сетка вещания в соответствии с законодательством. Мы хотели просто провести тестовое вещание, чтобы понять наши возможности. Какие каналы смогут вырезать рекламу, а какие придется отключить. Чтобы предоставить какую-то статистику".
Как рассказывает Нурахметов, операторы кабельного ТВ хотят провести пробное тестирование: показать, как это будет выглядеть на практике. Статистика, по его мнению, будет печальная, так как большинство каналов, скорее всего, не смогут соблюсти требование о полном исключении рекламы. И это приведёт к отсутствию эфира иностранных каналов. Поправки в закон "О телерадиовещании", по мнению Саята Нурахметова, могут привести к смерти кабельного телевидения в Казахстане: зрители лишатся любимых передач, а операторы – прибыли.
"Мы в корне не согласны с постановкой вопроса, – говорит Саят Нурахметов. – Нам кажется, что обязывать операторов телерадиовещания вырезать рекламу на телеканалах - это несправедливо. Нигде в мире такой практики нет. Технически это возможно, вырезать рекламу. Существуют сервера автоматической врезки и вырезки рекламы. Есть более 30-ти критериев, по которым они идентифицируют рекламу. Это как бы специальные метки. Но они не решают проблему полностью. Иностранные каналы борются с этим, они убирают эти метки, чтобы их нельзя было идентифицировать".
"Чтобы метки правильно расставлялись, надо договариваться, а это деньги. Как правило, в договорах на ретрансляцию прописывается, что мы не имеем права что-либо менять в сетке вещания. Хоть это технически возможно, но это сопровождается работой оператора, который должен сидеть и следить за правильной работой машины. На десять каналов как минимум один оператор должен сидеть. А если не использовать эти технические возможности, то на каждый канал по человеку придется сажать. Это уже сорок человек, это невозможно".
Также кабельщики обращают внимание на то, что вместо вырезанной рекламы в эфир все равно нужно что-то выпускать.
"Это может быть музыка, заставка или просто ничего, – говорит Саят Нурахметов. – Есть еще графическая реклама, она может появляться во время какой-либо передачи. Ее никак убрать нельзя, нет таких технических возможностей. Есть продукт-плэйсмент во время футбольных или хоккейных матчей. Ее тоже нельзя вырезать. Даже такой крупный оператор как "Алма ТВ" будет сильно озадачен таким вопросом".
Специальное оборудование для того, чтобы вырезать рекламу, по словам Саята Нурахметова, стоит дорого.
"В масштабах государства, может, это не много, но для мелких кабельных операторов - ощутимо, это более миллиона, - уточняет Нурахметов. - Эту поправку инициировали три депутата с целью защиты отечественного телевидения от доминирования иностранных каналов. Наши каналы не выдерживают конкуренции с иностранными. Соответственно, рекламные потоки уходят от наших каналов к иностранным. Нужно принимать меры к самим иностранным каналам, как это сделали в России, Израиле. Я понимаю, что в основе лежат деньги, и неправильно, что иностранные каналы забирают наш рекламный рынок. Но у нас резонный вопрос: почему меры принимаются ценой нашего уничтожения?".
Напомним, в ноябре текущего года парламентарии приняли поправки в "Закон о телерадиовещании", запрещающие любую рекламу на иностранных телеканалах". В этом же месяце Назарбаев подписал этот закон и с 1 января 2016 года он вступает в силу.
Руководители казахстанских телеканалов поддержали этот закон, а рекламные агентства и кабельные операторы выступили против.