Исследование уровня грамотности PISA: баллы Казахстана намного ниже средних по ОЭСР
Министр образования и науки назвал одной из причин низких результатов то, что тест сдавали школьники, которые не перешли на обновлённое содержание образования.Что случилось. Организация экономического сотрудничества и развития огласила результаты исследования PISA-2018, сообщил министр образования и науки Асхат Аймагамбетов на своей странице в Facebook. Средний балл страны по читательской грамотности составил 387, математической – 423 и естественнонаучной – 397.
Баллы Казахстана намного ниже средних по ОЭСР (чтение – 487, математика – 489 и естествознание – 489).
Исследование оценивает навыки 15-летних обучающихся по читательской, математической и естественнонаучной грамотности. Каждые три года одно из этих направлений является основным. Это значит, что около половины вопросов будут преобладать по тому или иному направлению. В PISA-2018, как и в PISA-2009, основное направление – читательская грамотность.
Тест PISA направлен не на выяснение академических знаний, а на выявление функциональной грамотности, на умение применять полученные знания, анализировать, критически мыслить, сообщил глава МОН.
Контекст. По сравнению с результатами Казахстана в PISA-2009 отмечается снижение на три балла по чтению и естествознанию, но при этом значительное улучшение (на 18 баллов) по математике. В 2016 году вокруг результатов Казахстана по итогам PISA-2015 разгорелся образовательный скандал.
Доводы МОН. По словам министра образования, за этими результатами стоит ряд факторов:
- Тест впервые для Казахстана прошёл в компьютерном формате.
- Изменения в системе образования, которые могли улучшить результаты в PISA, ещё не коснулись тестируемых 15-летних обучающихся.
- Основную часть казахстанских участников исследования составили учащиеся девятых (44%) и десятых (53,4%) классов (в других странах возраст принятия в школу регламентирован).
- Учащиеся НИШ набрали по читательской грамотности 511 баллов, математике – 554 балла, естествознанию – 526 баллов. Их результаты соответствуют показателям топ лидеров PISA-2018.
Почему это важно знать. Как отметил Асхат Аймагамбетов, результаты PISA-2018 ещё раз подтвердили, что в школьном образовании нужны изменения. Следующее исследование сможет уже дать промежуточный ответ на вопрос, является ли выбранная стратегия по обновлению программ, внедряемая с 2016 года, эффективной.