Главный санврач Казахстана отменил запрет на фото и видеосъёмку в больницах после критики общественников
Это требование называли незаконным и просили отменить.Главный государственный санитарный врач Казахстана Ерлан Киясов отменил свой запрет на фото- и видеосъёмку в организациях здравоохранения. Эту норму критиковали общественники из-за нарушения прав пациентов и юридической коллизии.
Отмена запрета на фото и видео. В постановлении главного государственного санитарного врача РК теперь нет запрета на фото- и видеосъёмку в больницах. Ерлан Киясов внёс изменения 17 сентября. Теперь пациенты могут снимать на камеру врачей в случае нарушения прав.
Отмена домашнего карантина контактным с заражёнными КВИ. Ерлан Киясов также решил, что вакцинированным не нужно изолироваться на 14 дней из-за контакта с больным Covid-19 при отсутствии симптомов. Теперь вакцинированным контактным не проводят ПЦР-тест за счёт бюджета, врачи из поликлиник в течение 14 дней по телефону следят за состоянием здоровья контактного. В случае появления признаков заболевания пациента изолируют на дому до получения результатов анализа, а на полный карантин помещают только в случае получения позитивного ПЦР-теста и уже в зависимости от состояния либо госпитализируют в ковидный стационар, либо лечат дома.
Читайте также: В мире число заражённых коронавирусом достигло 229 млн человек
Запрет на фото и видео в больницах нужен был для уменьшения негатива. Запрет на фото- и видеосъёмку в организациях здравоохранения появился почти сразу после начала пандемии в апреле 2020 года. В Минздраве объясняли это тем, что таким образом защищаются от пациентов, которые выкладывали видеозаписи с врачами в соцсети. Кроме того, министр здравоохранения Алексей Цой поручил уменьшить появление в соцсетях и СМИ негативной информации по здравоохранению.
После появления фотографий из прививочных пунктов в апреле 2021 года чиновники изменили эту норму и добавили, что снимать можно, но с согласия врачей.
На последней пресс-конференции Минздрава в Службе центральных коммуникаций РК 8 сентября корреспондент Informburo.kz в очередной раз спросил, каким образом пациенту защитить свои права, если без видео- или аудиодоказательств это сделать невозможно, а врач не даёт согласия на съёмку.
"Этот вопрос щепетильный, так как во время записи подобной информации могут возникать конфликты по распространению личной информации о пациентах и так далее. Вы говорите, как защитить права, но наша задача не в том, чтобы искать конфликты, снимать на камеру. Это мешает, раздражает и может быть фактором усугубления конфликтной ситуации, наша задача – обеспечить все гарантированные права по объёму медицинской помощи. В случае некачественного оказания услуг у пациентов всегда есть возможность написать в Комитет медфармконтроля жалобу, и она будет рассмотрена. Все жалобы проверяются коллегиально, назначаются комиссии, проверяются записи, истории болезни и делается соответствующее заключение по защите прав пациентов по обязательствам", – ответил первый вице-министр здравоохранения РК Марат Шоранов.
При этом сам Марат Шоранов в декабре 2020 года говорил о необходимости внесения изменения в части запрета на фото- и видеосъёмку в больницах.
"Сейчас Минздрав будет детализировать эту норму, чтобы чётче можно было понять, когда можно и когда нельзя проводить съёмку. Что касается фактов грубости или какого-то незаконного обращения со стороны медиков, сегодня широко начинает использоваться сервис Qoldau-24/7, где есть единый контакт-центр, куда можно обратиться и оставить жалобу. Можно прикреплять и фото, и видео в качестве доказательства. Это, кстати, значительно облегчает выявление тех или иных фактов и причинно-следственной связи. И в ближайшее время мы внесём соответствующие уточнения в постановление главного санврача, и вот эта норма будет дополнена поправками, мы будем прописывать, в каких местах, в какое время и какого характера обращения можно будет снимать", – говорил тогда первый вице-министр.
Критика общественников. Общественный деятель, председатель общественного объединения инвалидов "Подранки" ("Шарасыздар") Галия Тобатаева больше года переписывается с Минздравом и Генпрокуратурой, оспаривая законность запрета на фото- и видеосъёмку в организациях здравоохранения. Она отметила, что сейчас действует только приказ МЗ РК "Правила применения технических средств контроля, приборов наблюдения и фиксации, фото-, видеоаппаратуры, применяемых в медицинских организациях", в котором каких либо упоминаний о запрете их использования пациентами нет.
"В Кодексе о здоровье в наличии только норма о ведении в медорганизации записи. Кодекс по иерархии выше постановлений, которые имеют высокую вариабельность в зависимости от регионов и санэпидобстановки. Как доказать, например, факты неправомерного взимания средств в стационарах при госпитализации, в том числе за проведение оперативного вмешательства, либо некорректного приёма врача? Из Кодекса о здоровье: "Ни один госорган или должностное лицо не вправе ограничивать права и свободы граждан РК за сообщение о фактах применения жестоких или унижающих достоинство видов обращения", наличие которых сложно доказать при отсутствии возможности применения технических средств", – говорила Галия Тобатаева.
Читайте также: Общественнице в больнице Алматы не выдали рентгеновский снимок, сделанный за счёт ОСМС. Медучреждение наказали
Галия Тобатаева добавила, что в антикоррупционном офисе Минздрава РК при обращениях от пациентов обязательно требуют фото-, аудио- и видеодоказательства. Общественница задавалась вопросом, как доказать факт нарушения прав пациента, если врач не даёт согласия на съёмку и будет отрицать в ходе расследования, что, например, требовал взятку или предлагал пройти бесплатную процедуру за деньги.
"Цель подобных решений чиновников – сокрытие дефектов оказания медуслуг, в том числе фактов смертности, которые являются индикаторами госпрограмм. Имеет место некий диссонанс, когда медикам подобные действия разрешены, в то время как пациентов такого права лишили. Не секрет, что в стране достаточно высокий уровень коррупции, в том числе в сфере здравоохранения, поэтому огромную роль играет институт страховой медицины, который в идеале должен представлять в первую очередь интересы населения на основе разработанных норм законодательства, ибо институт ФСМС заявлен омбудсменом по защите прав пациентов. Необходимо понимание, что любое ограничение, не подкрепленное обоснованными НПА при отсутствии чёткой и конкретной регламентации потенциирует протестные настроения, и в этой связи надо определиться с приоритетом, чьи интересы выше: граждан или госаппарата?" – считает она.
Галия Тобатаева отметила, что в политике Минздрава в первую очередь должен быть реализован основной постулат системы здравоохранения – пациентоориентированность.
"Профильному министерству важно принять к сведению, что население, являясь плательщиком отчислений, вправе требовать прозрачности в оказании медуслуг и имеет право на контроль. В этой связи в адрес Генеральной прокуратуры было отправлены обращения, в том числе через депутатов НПК. Полагаю, что эти запросы привели к отказу от первоначальных установок Минздрава в части запрета съёмок в медучреждениях", – заключила она.
Какая сейчас ситуация с КВИ в Казахстане. В стране за сутки зарегистрировали 2438 случаев заражения. За сутки заразились – 2438, умерли – 37. Проходят лечение 70 290 человек (61 705 КВИ+ и 8585 КВИ-), из них:
- в тяжёлом состоянии – 1051;
- в состоянии крайней степени тяжести – 278;
- на аппаратах ИВЛ – 143.
Первым компонентом вакцины против Covid-19 привились 7 300 062 человека, полностью вакцинированы – 6 161 154 человека.
Читайте также: В Казахстане за сутки зарегистрировали 2438 случаев заражения Covid-19