В Павлодаре снова решают, что делать с ртутью на бывшем химзаводе. Глиняный саркофаг, где захоронены «останки» самого грязного цеха электролиза, разрушается. Непонятна и судьба озера-накопителя Былкылдак, куда сбрасывались сточные воды, «обогащённые» ртутью.

ГЛИНА ПРОТИВ РТУТИ

За десятилетия, что на Павлодарском химическом заводе производились хлор и каустическая сода, причём по самой опасной технологии с использованием ртути, под цехом электролиза № 31 и в озере-накопителе Былкылдак скопилось около 1000 тонн опасного металла.

Однако всё это «богатство» не просто скопилось, оно начало мигрировать с грунтовыми водами в сторону Иртыша. Павлодарский химзавод был построен всего в 5 км от одной из главных вод­ных артерий республики.

Ещё в 1995–1996 годах киевское СП «Еврохим» разработало проект по демеркуризации или локализации источников ртутного загрязнения на площадях бывшего химзавода. Однако из-за недостатка средств к его выполнению приступили лишь в 2002–2004 годах.

Бетонные блоки цеха № 31, где велось опасное производство хлора и соды, были разобраны, уложены на фундамент и захоронены под слоем глины, который для верности сверху ещё и закатали в асфальт.

Для того чтобы исключить попадание ртути в Иртыш перед цехом и озером-накопителем, была выстроена так называемая стена в грунте из глины длиной свыше 3500 и глубиной 20 метров.

ТРЕЩИНКИ САРКОФАГА

В непосредственной близости от глиняной стены в грунте были пробурены специальные скважины, с помощью которых независимые экологи, начиная с 2005 года, ведут мониторинг за поведением ртути. И, как заверяют специалисты, глиняная завеса до сих пор справляется со своей задачей – «повышения содержания ртути в подземных водах не наблюдается».

«Однако загрязнение ртутью остаётся на высоком уровне: наблюдается повышение уровня заражения почвенного покрова и атмосферного воздуха, вызванное эмиссией ртути из бетона и нарушением целостности глиняного экрана могильника», – прозвучало на одном из последних совещаний в облакимате по вопросам охраны окружающей среды.

Другими словами, тот самый саркофаг, что был возведён над цехом №31, начал постепенно разрушаться. Из-за талых вод по весне, дождей летом и осенью глиняная завеса вместе с асфальтом пошла трещинами. Кое-где уже, говорят, даже виден фундамент цеха. Под воздействием солнца ртуть начинает испаряться из бетонных блоков.

В областном управлении недропользования, окружающей среды и водных ресурсов уверяют, что для человека всё это угрозы не представляет. Повышение уровня содержания ртути в почве и воздухе ограничивается площадью самого цеха электролиза.

НЕОБХОДИМА ЛИКВИДАЦИЯ

Тем не менее чиновники признают, что оставлять всё как есть ни в коем случае нельзя. В управлении предлагают разработать технико-экономическое обоснование проекта уже не просто по локализации, а по полной ликвидации ртутного загрязнения на бывшем химзаводе.

– Нужно привлечь международные компании, которые знают, как работать с ртутью, – поддержал эту идею глава региона Канат Бозумбаев. – Софинансирование это будет (с республиканским бюджетом.– Авт.) или найдём иные ресурсы – это уже другой вопрос.

По словам руководителя отдела областного управления недропользования, окружающей среды и водных ресурсов Медета Шулакова, помочь павлодарцам с выбором такой международной компании должно Министерство окружающей среды и водных ресурсов.

– Проведением демеркуризации мы лишь ограничили распространение ртути, законсервировали её, но гарантий, что она так там и останется, сегодня никто дать не может, – признаёт г-н Шулаков. – Понятно, что полная ликвидация ртути потребует больших средств. Проблема в том, что мы сегодня даже не знаем, о какой конкретно сумме идёт речь. Именно поэтому и планируем привлечь международные компании, чтобы они ответили на этот вопрос. Мы также рассчитываем, что в разработанном ими технико-экономическом обосновании будет представлено не менее 3–4 вариантов решения этой проблемы.

ЗОНА БЫЛКЫЛДАК

Помимо саркофага на месте цеха электролиза ещё одной болевой точкой является озеро-накопитель Былкылдак, на дне которого также находятся тонны ртути. Причём принимать решение по водоёму нужно уже сегодня.

Дело в том, что рядом с Былкылдаком сейчас создаётся свободная экономическая зона «Павлодар». Пока на её территории работает всего несколько предприятий, а должно не менее 45. Всем этим производствам потребуется куда-то сливать отработанную воду. И если для этих целей будет вновь использован Былкылдак, могут возникнуть серьёзные проблемы.

– Когда специалисты киевского «Еврохима» проводили исследования, они говорили, что пока Былкылдак с его донными отложениями ртути большой опасности для грунтовых вод, с точки зрения попадания их в Иртыш, не представляет, – рассказывает независимый эколог, председатель ОО «ЭКОМ» Светлана Могилюк. – Однако если в Былкылдак начнут сбрасываться сточные воды с новых предприятий, уклон грунтовых вод может измениться, они могут направиться к Иртышу. И в этом случае глиняная стена в грунте уже своей защитной функции выполнить не сможет. Я не берусь сказать, что это произойдёт однозначно, но такой риск есть. Поэтому я бы ни в коем случае не рекомендовала сбрасывать туда сточные воды. Пусть предприятия внедряют более современные технологии очистки технической воды и сбрасывают её уже совсем в другое место, но не в Былкылдак. Это озеро-накопитель нужно законсервировать и не трогать.