Борец-беглец
Чуден мир при ясной погоде, и много в нем неожиданностей. Бывший начальник управления по борьбе с организованной преступностью ДВД Карагандинской области, сорокачетырехлетний полковник полиции Нурлан Калимов объявлен в розыск. О том, что это не шутка, свидетельствует официальная бумага, которая была разослана по городам и весям республики: Министерством внутренних…О том, что это не шутка, свидетельствует официальная бумага, которая была разослана по городам и весям республики: Министерством внутренних дел РК за совершение ряда тяжких преступлений разыскивается обвиняемый Калимов Нурлан Капышевич, 30.05.62 г.р., уроженец города Караганды, бывший сотрудник департамента внутренних дел Карагандинской области». Ориентировка была подписана и.о. председателя Следственного комитета МВД Республики Казахстан К.Сунтаевым.
И теперь следователь Гаши Машанло, известный на всю страну своим профессионализмом в раскрытии запутанных преступлений, занимается в Темиртау выяснением обстоятельств, кто и как воровал металл на бывшей Казахстанской Магнитке, АО «Миттал Стил Темиртау», и кто из «оборотней в погонах» покровительствовал ворюгам, и какова была цена вопроса.
Наперед стоит заметить, что полковник Калимов действительно был грозой карагандинского организованного криминалитета, этаким «капитаном Каталкиным». Три года тому назад полковник возглавлял полицейский отдел Октябрьского района, довольно сложный криминогенный край шахтерской столицы. Был замечен и выдвинут на передний край борьбы с бандитами и расхитителями капиталистической собственности.
И на тебе – «разыскивается»!..
…В последнее время темиртауским металлургам не везло по части сохранения священной капиталистической собственности. Руководству комбината поступали сигналы о воровстве металла из цехов в особо крупном размере, и топ-менеджеры обратились за содействием в правоохранительные органы. Не далее как в мае прошлого года доблестные полицейские разработали грамотный оперативный план «хлопушки». По агентурным данным, правоохранители узнали о том, что в темную майскую ночь группа злодеев решила проникнуть на строго охраняемую территорию комбината и вывезти большую партию жести. Так оно и было. Бойцы подразделения «Арлан» и сотрудники следственно-оперативной группы Центрального регионального управления по борьбе с особо опасными преступлениями МВД республики залегли в засаде. В два часа ночи экономические злодеи подогнали в один из цехов предприятия КамАЗ и принялись грузить рулоны белой жести общим весом в 64,5 тонны. В самый разгар воровства полицейские взяли злоумышленников с поличным. Грабители оказали отчаянное сопротивление. Началась стрельба, во время которой был ранен старший следователь Центрального регионального управления по борьбе с особо опасными преступлениями МВД республики Мейрам Кажкенов. Сила и ожесточение сопротивления, по всему видать, равнялись масштабам крысятничества. Эта партия металла оценивалась в десять миллионов тенге. И это была не первая кража. Вскоре полицейские выяснили, что на окраине Темиртау располагались импровизированные склады, в которых хранился ворованный металл. Через некоторое время следствие выдвинуло версию о том, что в Темиртау действует хорошо замаскированная, глубоко эшелонированная преступная группировка, в которой деятельное участие принимали, по всей вероятности, как руководители «среднего звена» комбината, так и некоторые правоохранители. Как предполагало следствие, при помощи заводских предателей создавался запас «бракованной» жести, а затем эта неучтенка грузилась в КамАЗы, беспрепятственно пропускавшиеся на комбинат. Краденное сопровождали крепкие ребята спортивного телосложения. И весь этот процесс, как предполагали следователи, покрывался «оборотнями в погонах».
После той перестрелки на комбинате полковник Калимов охотно дал пресс-конференцию для местной прессы, живописно рассказывая о ликвидации организованной преступной группы. Чуть позже широкой публике стало известно о том, что пятерых бандитов, чьи личности были установлены, полицейские объявили в розыск, а трое сели-таки на скамью подсудимых. Фемида проявила верх гуманизма: грабеж был переквалифицирован в кражу, подсудимые отделались трехгодичными условными сроками и были отпущены на свободу из зала суда.
… Тем временем воровство на комбинате продолжалось. Вот уж и октябрь прошлогодний стучал промозглым дождем в оконные стекла кабинета начальника Управления по борьбе с организованной преступностью ДВД Карагандинской области полковника Калимова. Именно 9 октября прошлого года правоохранители из Астаны провели успешную операцию и взяли несколько КамАЗов в степи, аккурат против коксового цеха металлургического комбината. Автокран грузил на борт машин рулоны жести. Успели погрузить одиннадцать упаковок, а семь дожидались своей очереди на грешной земле. Это и был тот самый якобы некондиционный металл, без всякой маркировки. Общий вес украденного составил восемьдесят тонн. Завидев полицейских, воры бросились врассыпную. Однако оперативникам удалось задержать водителя КамАЗа и крановщика. Автомобильные следы вели к продырявленному комбинатовскому забору в районе железнодорожного тупика коксового цеха.
Вскоре правоохранителям стало известно о кое-каких следах, которые вели в некоторые полицейские кабинеты. Тем же прошлогодним октябрем начальник Комитета криминальной полиции МВД республики Сергей Глущено устроил пресс- конференцию, на которой заявил следующее: «…в этих делах замешаны несколько руководителей на уровне начальников и замначальников управлений департамента внутренних дел Карагандинской области и высокопоставленный работник МВД… Здесь мы четко прослеживаем линию, когда теневой бизнес, коррумпированность чиновников и организованная преступность слиты вместе».
Естественно, имена и фамилии «крысятников» и «крышевателей» не разглашались.
…А промозглый осенний дождь стучал по стеклам кабинета начальника Управления по борьбе с организованной преступностью ДВД Карагандинской области, навевая тоску и мысли о бренности всего сущего. Но в этом кабинете уже не было полковника Нурлана Калимова, потому что гроза местной организованной преступности тихо-мирно уволился со службы и был переведен в кадровый резерв. А вскоре настоящего полковника и след простыл.
Следствие располагает сведениями о том, что бывший начальник областного УБОП Калимов имел непосредственное отношение к получению крупных вознаграждений за вполне определенные услуги. Нынче по расследуемому уголовному делу проходят четырнадцать свидетелей и семь подозреваемых.