Автопром в Казахстане просит господдержки. Той, что уже есть, маловато. Да и правительство обещало. Бизнес поверил, вложился. Автопрому нужны специальные программы, как в Российской Федерации. Без них он развиваться будет плохо. Автодилеры Казахстана страдают от неадекватных, неравных цен производителей соседей. Для своей страны у них одни цены, для Казахстана – другие, уверяют дилеры. Неофициально. Кто прав?

Приятель из Караганды в октябре пригнал себе из России новую машину-ретро в стиле конца 60-х. А старую собирался продать. На новую пришлось занять. Хорошо хоть у друзей, со щадящими процентами, но долги возвращать надо. Сейчас каждый день ездит на рынок. Выставил на продажу уже обе машины. Не продаются. Говорит, что в Караганду нагнали кучу авто.

СПРОВОЦИРОВАННАЯ ЗАЩИТА

Автопром в Казахстане без государственной поддержки уверенно продвигаться вперёд не будет. По мнению главы Astana Group Нурлана Смагулова, отрасль сейчас в кризисе. «Нужна кропотливая работа, чтобы поднять казахстанский автопром и помочь потребителям приобрести по конкретным ценам автотехнику. Плюс другие производители должны быть адекватны по отношению к Казахстану, создав равные условия, как в России».

«С 1 января мы живём в новых экономических реалиях – в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). На одной площадке с производителями России и Беларуси переток машин идёт свободный. У российских производителей 15 мер господдержки. Вплоть до того, что если машина перевозится с востока в центральную часть страны, то государство субсидирует железнодорожные тарифы. Наша ассоциация (Ассоциация казахстанского автобизнеса (АКАБ) неоднократно обращалась в правительство с просьбой о гос­поддержке», – заявил на недавней пресс-конференции в Алматы глава Astana Motors Нурлан Смагулов.

АКАБ просила о субсидировании лизинга для юрлиц, покупающих автомобили казахстанского производства. По выражению г-на Смагулова, «правительство входит в конечную стадию понимания этого вопроса». Вторая мера – поддержка потребителя субсидированием кредитной ставки при покупке оте­чественной продукции. «Хотелось бы, чтобы механизм госзакупа был прозрачен. Если по легковым автомобилям положение приемлемое, то по коммерческой технике далеко от идеала: покупается китайская или дорогая европейская техника, но слабо – произведённая в Казахстане. Мы должны быть честными: если хотим развиваться, то нужно лоббировать покупку отечественной техники», – убеждает г-н Смагулов.

Он признал, что государство помогает. Это и фонд «Даму», и программы по инновациям, по рабочим местам. И Kaznex Invest делает определённую работу. Но по автопрому никаких специальных программ не было, как в России. «Без них мы развиваться будем плохо», – подчеркнул президент Astana Motors.

Г-н Смагулов полагает, что производители, в свою очередь, тоже должны не просто «руль и колёса прикручивать», а повышать казахстанское содержание, доводя процент локализации (развитие собственного производства) с сегодняшних 20–30% работ до 50%.

Пользователи соцсетей не согласны с главным по казахстанским автомобилям. «Правительство России действительно поддерживает оте­чественного производителя. Только в России отечественным производителем считается тот, у кого доля локализации составляет более 50%. С меньшей предприятие считается «автоконструктором» и платит налоги государству, как за ввезённый автомобиль из другой страны (таможенные пошлины, налоги). У наших же «производителей» доля локализации составляет менее 0,5%. В автомобилях казахстанской сборки нет даже винтика, сделанного в Казахстане, хотя у нас есть и аккумуляторный завод, и шинный. В нынешние, якобы 30% локализации, пытаются включить отопление, холодную воду, канализацию, свет, вывоз мусора», – пишет один из них.

По поводу перспектив Нурлан Смагулов жёстко сказал, что Astana Motors спровоцирована «обещаниями государства и инвестировала свои средства, очень много заняла на рынке, и для нас очень важно, поможет государство или нет».

Президент АКАБ и AllurGroup Андрей Лаврентьев тоже ждёт мер властей. Он сообщил, что в 2014 году объём продаж новых автомобилей сократился против 2013-го на 1,3%, до $3,6 млрд. Официальные автодилеры продали не 165700, а 163600 легковых и коммерческих автомобилей. Причины понятны: одномоментная девальвация тенге в феврале и девальвация рубля. Зато дилеры уже «охватили» небольшие города – Рудный, Экибастуз. В этом году рынок будет зависеть «от текущих мер правительства».

«АКЦИЯ: 30% НА ВЕСЬ МОДЕЛЬНЫЙ РЯД»

Этот огромный баннер был размещён на здании автоцентра Hyundai на Аль-Фараби – Жарокова в Алматы и воспринимается как доказательство резкого снижения продаж.

Автодилеры Казахстана добиваются единых цен на автомобили в ЕАЭС, говорит президент Нурлан Смагулов. «Я абсолютно не буду лукавить, когда скажу, что производители в каждой стране имеют свою ценовую позицию. То есть для России одни цены, одна валюта, для Казахстана – другие цены и другая валюта. Это ненормально. Мы сейчас разговариваем со всеми производителями, чтобы привести всё в соответствие». Политика цен на автомобили в Казахстане зависит не от автодилеров, а от заводов-производителей: «Мы хотим, чтобы наши цены понизились. Это зависит в первую очередь от производителей, которые должны поменять свою позицию по отношению к Казахстану и понять, что Россия, Белоруссия и Казахстан – это единый экономический союз, единая экономическая зона, что невозможно в этих странах продавать по разным ценам».

По его словам, более 40 тысяч авто было пригнано из России за последние два месяца.

– Если это реально так, то цены должны рухнуть. Подержанные машины не учитываются. Сколько их перегнали в Казахстан – узнать невозможно. Если новых машин пригнали на четверть всего рынка, то представьте, как он перегружен. Примерно так же цены и должны рухнуть на 25%, – объяснил знакомый россиянин.

Сейчас идут переговоры с производителями для определения единых цен на автомобили в ЕАЭС. «Я думаю, что в ближайшее время мы добьёмся того, что цены в Казахстане, России и Беларуси будут одинаковыми», – надеется Смагулов…