В День Независимости РК на казахстано-российской границе, разделяющей Западно-Казахстанскую и Самарскую области, начался настоящий ажиотаж, который продолжается и поныне. Виной тому – падение рубля, которое привело к массовому нашествию казахстанцев в российские магазины. Чёрный вторник для финансовой системы России стал днём удачи для десятков тысяч жителей приграничных с РФ территорий Казахстана.

На минувшей неделе каждый уважающий себя уралец поставил себе задачу: во что бы то ни стало посетить Самару. Всеми овладела шопоголическая лихорадка, рождённая резким обесцениванием российской валюты, из-за чего цены в российских магазинах в пересчёте на тенге стали в два раза ниже. Всю первую половину декабря, когда рубль только начинал своё плавное скольжение в пропасть, Уральск переполняли слухи, что, якобы в соседней Самаре кто-то купил «Шевроле Круз» 2012 года всего за 1,2 млн тенге, в то время как в салонах Уральска такой же стоит от 2,7 до 3,3 млн. Другой счастливчик стал обладателем «Тойоты Карины» всего за «лимон». Телевизоры, изделия из меха, ювелирка и стройматериалы распродаются чуть ли не даром. Таких историй, зовущих в дорогу, за несколько дней до злополучного вторника 16 декабря в приграничном Казахстане расплодилось множество.

Чтобы попасть в соседний с Уральском город, до которого при обычных обстоятельствах можно добраться всего за 3–4 часа, мы собрались в дорогу в 3 часа ночи 16 декабря. Весь грядущий выходной планировалось посвятить приятному шопингу. Выезжаем так рано с расчётом особо не задерживаться на границе, чтобы к открытию магазинов быть на месте.

Но не тут-то было. Именно так же рассчитали свой маршрут пара десятков тысяч других уральцев. В 4 утра за несколько километров до автоперехода «Сырым» мы вынуждены были нажать на тормоз и пристроиться в хвост гигантской автомобильной очереди, которая, как выяснилось потом, образовалась ещё с вечера 15 декабря.

Густой туман и кромешная тьма не дают возможности определить, сколько же машин впереди, автомобильный навигатор сообщает, что до границы остаётся ещё два километра. И грузовые фуры, и легковушки жмутся друг за другом, все хотят как можно быстрее оказаться на российской стороне. Вскоре становится ясно, что автомобильная змея ползёт чертовски медленно. Большинство водителей, негодуя, терпеливо томятся в очереди. Раздражают наглецы, которые, не останавливаясь, прут по встречке к самому шлагбауму, всеми правдами и неправдами обходя очередь.

Унылый рассвет вырисовывает такую же нерадостную картину – заграница ещё далече. Такого наплыва желающих посетить Россию казахстанцев наши пограничники не видели ни разу за всю историю. Наконец, через 7 часов ожидания, к 11 утра нам удаётся проникнуть на территорию автоперехода «Сырым». Сама процедура недолгая, зелёные фуражки спешат, стараясь уделить всем положенное внимание за минимальный промежуток времени.

– Так долго пришлось ждать, – жалуюсь пограничнику на очередь.

– Похоже, в Уральске не осталось населения, сегодня все едут в Россию, – отвечает сотрудник погранслужбы.

Минутный досмотр багажника, и нас направляют на фейс-контроль. Неописуемое столпо­творение творится внутри здания, где идёт регистрация и проверка документов. Сотни людей стоят в четыре окошка. Ещё через полчаса, нам отдают документы и желают счастливого пути.

Наконец («О, Казахстанская земля, уже ты за холмом!») мы на нейтральной территории. Убитый асфальт на нейтральной полосе не даёт возможности разогнаться. Впрочем, в этом и нужды-то нет, мы опять в пробке. Россияне работают оперативнее наших погранцов, но всё равно, чтобы попасть на автопереход «Маштаково», нам приходится отстоять в очереди ещё час. Наконец, все формальности позади, и изрядно вымотанные мы въезжаем в Россию. Время уже обеденное – только на переход границы мы потратили 9 часов. Оставшиеся до Самары 200 километров кажутся пустяком по сравнению с тем, что пришлось вытерпеть на переходе.

Миллионная Самара бурлит машинами и пешеходами. Все, кто вместе с нами пересекал границу, по приезде в миллионный город должны бы раствориться в людском и автомобильном потоке. Ан нет, уральцы атакуют магазины соседнего города, и везде родные лица. Скупают буквально всё. Как рассказали нам менеджеры автосалонов, буквально за один день, 16 ноября, казахстанцы опустошили все автосалоны Самары, скупив все машины. То же самое происходит в магазинах, где торгуют мехами и кожаными изделиями.

Впрочем, казахстанцы сметают в городе всё – от мебели и стройматериалов до квартир и домов. И если ещё 16 декабря все магазины предлагали скидки и акции, то уже 17 декабря, после «чёрного» вторника, самарские продавцы лихорадочно начали поднимать цены на все свои товары, причём на 50, а то и 100 процентов. Сами россияне почти ничего не покупали, зато прибыль приносили казахстанцы, которые в эйфории, кажется, даже и не смотрели на ценники – важно было наличие товара. Этого самого товара было настолько много, что большинство уральских покупателей вынуждены были выписывать из родного города грузовики или нанимать их, не отходя от кассы, в Самаре.

Наконец, мы покидаем российский город и выезжаем на трассу, чтобы вернуться домой. Мимо нас, несмотря на снегопад и туман, на высокой скорости проносятся легковые машины с транзитными номерами – те самые, что были куплены в самарских автосалонах. На российско-казахстанской границе всё то же столпотворение, многокилометровые автомобильные очереди. К пяти часам утра мы пересекаем наконец пограничный пост и оказываемся на родной земле. Вся дорога освещена множеством фар – это уже другая партия уральцев едет атаковать Самару. Кто-то умудряется за сутки по два рейса совершить туда и обратно.

На въезде в Уральск дорожные полицейские вовсю останавливают грузовые машины с российскими номерами. От штрафов удаётся уйти редким счастливчикам.

Между тем в уральских обменниках перебои с иностранной валютой, российские рубли люди скупают как горячие пирожки, особенно ближе к выходным перед поездкой. Местные магазины опустели. Денежный народ, который раньше слонялся по уральским бутикам, теперь нашёл себе новое развлечение – шопинг в Самаре.