Турецкий эндшпиль газовой трубы
Россия вводит экономические санкции против Турции. Эмбарго в отношении турецких продуктов может продолжиться сворачиванием турецких строек в России, как и российских проектов в Турции. Отношения между двумя странами испорчены всерьёз и надолго.
Турция позиционировала себя как особо перспективного экономического – пятого по величине после Китая, Германии, Нидерландов и Италии – партнёра России с долей около 5% от всей российской внешней торговли. Трудно перечислить сферы, в которых нет значительного взаимодействия между странами.
Если рассматривать структуру торгового оборота, то Россия в основном ввозит в Турцию минеральные ресурсы и металлы: на них приходится 84% суммарного экспорта. Поток из Турции по группам товаров распределён более равномерно. Примерно треть российского импорта составляют машины и оборудование, немногим менее трети – продовольствие. Суммарный товарооборот между государствами в прошлом году превысил 30 млрд долларов, а к 2020 году планировалось довести его до 100 млрд.
Однако бизнес бизнесом, но военные самолёты сбивают не каждый день. Глава российского МИДа Сергей Лавров в ответ на сбитый турецким истребителем F-16 бомбардировщик Су-24М отменил свой визит в Турцию. Не состоятся и российско-турецкие консультации по газовым вопросам. В частности, в связи с прекращением деятельности межправительственной комиссии приостанавливается обсуждение проекта "Турецкий поток". МИД РФ не рекомендует гражданам страны посещать Турцию, и с 1 января приостанавливает безвизовый режим с Турцией.
Российские власти, объявив о подготовке полномасштабных экономических санкций, анонсировали своё намерение возместить ущерб, который российский бизнес понесёт от этих мер. Так, "Роспотребнадзор" пообещал туристам, которые примут решение о расторжении договора о реализации туристского продукта до начала путешествия в Турцию, полный возврат средств.
Санкции против Турции могут вылиться как в ограничения и запреты на деятельность экономических структур Турции на территории России, так и на свёртывание российских энергетических проектов в Турции. В частности, таких как АЭС "Аккую", которую на южном побережье Турции начал строить "Росатом" на российские же средства (на проект уже выделено 3 млрд долларов, общая стоимость – 22 млрд долларов, первый из четырёх блоков должен быть введён не позднее 2022 года, возврат денег России в течение 60 лет за счёт проданной электроэнергии), и проектируемый газопровод "Турецкий поток". Они, как минимум, могут быть отложены до лучших времён.
Отметим, что Турция является вторым (после Германии) рынком сбыта для "Газпрома". В 2014 году она получила 27,3 млрд м3 российского газа (60% её газового импорта). Газ поставляется через Украину и идущий по дну Чёрного моря газопровод "Голубой поток".
В прошлом году "Газпром" и турецкая госкомпания Botas подписали меморандум о строительстве второго (пришедшего на смену заблокированного Евросоюзом проекта "Южный поток") черноморского газопровода "Турецкий поток". Изначально Россия рассчитывала на строительство четырёх ниток трубопровода общей мощностью 63 млрд кубометров в год. Труба должна была протянуться до турецко-греческой границы, где будет создан газовый хаб, на котором страны ЕС смогут забирать необходимые объёмы газа.
Анкара выражала готовность завершить проект, но, понимая, что Москва через "Турецкий поток" стремится избавиться от украинского транзита, пыталась выжать максимум преференций. Начавшаяся было ударными темпами работа по реализации проекта вскоре прекратилась. Среди причин этого – требование Анкарой существенных скидок на газ и отсутствие у Европы желания за свой счёт тянуть трубы от турецко-греческой границы.
В середине сентября российский министр энергетики Александр Новак заявил о намерении строить только одну ветку "Турецкого потока" мощностью 15,7 млрд м3. Однако такое урезание мощностей делает проект экономически бессмысленным. Особенно на фоне подписания в начале сентября соглашения по строительству двух ниток "Северного потока-2" с пропускной способностью в 55 млрд кубометров газа в год. Как и по первым двум ниткам, газ по ним будет поступать по дну Балтийского моря напрямую в Германию. По словам главы "Газпрома" Алексея Миллера, обе нитки газопровода должны быть сданы в эксплуатацию к концу 2019 года. Именно в эти же сроки первоначально планировался ввод в строй и четырёх ниток "Турецкого потока".
Анкара (для которой актуальный вопрос поставок газа был слишком политизирован, и потому подписание всех необходимых документов по "Турецкому потоку" под разными предлогами затягивалось) не смогла грамотно просчитать ход событий в регионе. В итоге уже сегодня "Турецкий поток" скорее мёртв, чем жив. Похоже, что меморандум о его строительстве, торжественно подписанный в июне на Петербургском экономическом форуме, так и останется заявлением о намерениях.
Но если проект и не состоится, то это не станет существенной потерей для России, а лишь попыткой "Газпрома" спасти лицо после провала "Южного потока". А вот надежды Турции, приобретая весь газ на границе (в том числе в будущем из Ирана) и экспортируя его в европейские страны, превратиться в главный транспортный энергетический узел, развеются, словно дым от кальяна.
Что касается возможности участия Казахстана в проекте поставок газа в Южную Европу, то и раньше эксперты оценивали её довольно низко. Во-первых, свободных объёмов природного газа у Казахстана как не было, так и нет: даже действующие газопроводы в Китай недозагружены. Более того, по мнению ряда специалистов, в 2025-2030 годах в Республике возможен дефицит газа. Во-вторых, необходимость серьёзных финансовых затрат и всё более туманные перспективы реализации проекта ставят под вопрос и рентабельность, и целесообразность присоединения к этому маршруту.