Это изобилие должно настать, когда завершится масштабная модернизация отечественной нефтепереработки. Пока же потребитель под знаком обещанного перехода на "Евро-5" после очередного скачка цен на топливо обречённо ожидает следующего, являющегося для властей, похоже, единственным способом в борьбе с дефицитом ГСМ.

Причиной последнего повышения цен на бензин министр энергетики Канат Бозумбаев назвал изменение соотношения курса тенге к рублю, "которое произошло буквально две недели назад, когда закупался импортный бензин, и соответственно, цена на российский бензин выросла… Наши НПЗ все работают, всё в порядке. Необходимый объём вырабатывают, дефицита нет и не будет". Примерно то же самое при предыдущем (в середине января) повышении цен на бензин заявлял и Аскар Джалдинов, руководитель пресс-службы Министерства энергетики РК.

Посмотрим, что же происходило с курсом рубля к тенге в последние месяцы. По данным Нацбанка, в декабре курс рубля к тенге медленно рос с 5,27 до 5,49 тенге (28 декабря), затем снизился, составив на 30 декабря 5,43 тенге. В январе – вновь медленно рос до 5,57 тенге (6 января), а 9 января – очередное падение до 5,51 тенге. Достигнув 17 января максимума в 5,62 тенге, снизился до 5,38 тенге 1 февраля. Затем опять медленный рост и на 7 февраля курс рубля составлял 5,44 тенге.

Таким образом, повышение курса рубля было отыграно январским ростом цен на бензин. Тогда же в "ҚазМұнайГаз Өнімдері" пояснили, что сложившийся на начало года объём нефтепродукта оказался нехарактерно низким для января, но выравнивание цен с Россией позволит беспрепятственно импортировать нефтепродукты и предотвратить дефицит топлива. На текущий период "балансирующей ценой" на АИ-92 в компании назвали 140-145 тенге за литр. Примерно такую цену и видим сегодня на заправках.

А ведь бензин производится вроде как из отечественного сырья и у государства имеются реальные рычаги влияния на ситуацию. Однако, похоже, что при действующей экономической модели в преодолении республикой топливной импортозависимости заинтересованы только автовладельцы. Крупный бизнес заинтересован лишь в получении прибыли, а не в инвестировании в модернизацию производства. И это объяснимо: в условиях дефицита (Казахстан по бензину на треть зависит от поставок из России) и отсутствия прозрачности ("белые пятна" присутствуют практически во всех звеньях топливной цепочки: от месторождения до пистолета АЗС) легко повышать цены.

В Казахстане множественность программ диверсификации и модернизации экономики компенсируется необязательностью их выполнения. И нефтепереработка не исключение. О планах по реконструкции или модернизации действующих НПЗ неоднократно заявлялось и Правительством, и руководством этих заводов, однако реализовать их и залить страну качественным бензином всё никак не удаётся. В частности, Атырауский НПЗ даже после проведения нескольких широко разрекламированных модернизаций по-прежнему выпускает очень много мазута. А ведь тогда представители "КазМунайГаза" уверяли, что после реконструкции глубина переработки нефти достигнет 85-92%, а выпуск высокооктанового топлива увеличится в 9 раз! Увы…

Вот и теперь нынешний министр "запамятовал", что согласно "Комплексному плану развития нефтеперерабатывающих заводов Республики Казахстан на 2009-2015 годы" в стране уже должны работать современные предприятия, производящие в необходимых объёмах весь спектр нефтепродуктов высокого качества. Напомним, этот план предусматривал, что к 2015 году переработка нефти в стране достигнет 18 млн тонн, глубина увеличится до 84-90%, выход светлых нефтепродуктов достигнет 60%, топливо будет соответствовать стандартам "Евро-4" и "Евро-5", а его объёмы полностью покроют потребности страны.

Сейчас идёт 2017 год, но никаких особых подвижек не видно. В нефтяном ведомстве продолжают уверять, что "модернизация НПЗ ведётся полным ходом", но… срок наступления бензинового изобилия сдвинут на начало 2018 года. Заявленное же в январе 2014 года строительство четвёртого НПЗ вообще отложено на неопределённый срок. Складывается впечатление, что в Правительстве просто тянут время в надежде превращения каким-нибудь чудесным образом их обещаний в свершившийся факт объективной реальности.

Особенно печально это выглядит на фоне достижений в соседней России, где власти, действуя кнутом и пряником, провели техническое перевооружение всех (а их более 30) средних и крупных (мощностью от 3 до 21 млн тонн нефти в год) нефтеперерабатывающих заводов, и с июля прошлого года страна полностью перешла на использование топлива класса "Евро-5". Напомним, что решение о переходе на этот стандарт было принято в 2011 году.

Сегодня российский топливный рынок избавился от дефицита бензина, перебои с поставками которого периодически приводили к региональным всплескам цен. Дальнейшее развитие отрасли теперь во многом зависит от фискальной политики властей. В частности, акцизы на топливо, вопреки параметрам проводимого властями России налогового манёвра, повышаются опережающими темпами. Нефтепереработчики ждут от правительства установления для отрасли стабильных и долгосрочных условий налогообложения.

Как говорится, нам бы их заботы. Зациклившаяся ситуация с нефтепродуктами показывает неспособность Правительства Казахстана разобраться с проблемами топливного рынка страны и привести мощности трёх унаследованных ещё с советских времён предприятий в соответствие с современными требованиями.

Вместо различных декларативных заявлений, лепета невнятных объяснений, поиска "заговорщиков" на топливном рынке властям следует заняться стимулированием развития производства высококачественного топлива. К примеру, путём снижения (вплоть до обнуления) импортных пошлин на ввоз нефтеперерабатывающего оборудования, а также ставки налога на прибыль, направляемую на модернизацию НПЗ. Однако ничего этого как не было, так и нет. Урегулировать ситуацию с дефицитом горючего пытаются то толлингом с китайскими НПЗ, то закупкой высокооктанового бензина в Азербайджане и России. Но без достижения самообеспеченности топливом это мёртвому припарки.