До присоединения к России в Крыму было около 180 банков и свыше 1000 отделений, вклады населения составляли около 20 млрд гривен (62 млрд рублей). После референдума 16 марта 2014 года украинские банки покинули Крым, унеся с собой вклады его жителей. Однако многие работавшие на Украине российские банки не только не поторопились расширить работу в Крыму, но и, ссылаясь на возможные санкции со стороны США и Евросоюза, свернули сеть своих филиалов на полуострове. Получается, что ведущие банки России боятся работать… на территории России. И таким образом вместе со странами Запада не признают Крым частью России.

В числе первых на присоединение полуострова к России отреагировали Сбербанк, ВТБ и Альфа-банк, которые, заявив, что работают в соответствии с украинским законодательством, закрыли в Крыму все отделения.

А ведь, к примеру, крупнейший среди российских банков ОАО "Сбербанк России", являясь лидером её банковской системы, формирует экономическую политику страны, воздействует на реализацию её экономических программ развития. Активы этого банка составляют четверть банковской системы РФ. В прошлом году "Сбербанк России" занял 18-е место в рейтинге "Топ-1000 крупнейших банков мира по капиталу", согласно публикации журнала The Banker.

В конце мая состоялось годовое собрание акционеров "Сбербанка России", выступая на котором глава Сбербанка Герман Греф заявил, что банк в Крыму и Севастополе присутствовать не будет: "Это непозволительно с точки зрения санкций - мы пока не будем работать на этих территориях".

Запрет Вашингтона на деятельность любых коммерческих структур на территории "аннексированного" полуострова - причина более чем уважительная.

И не важно, что "Сбербанк России" это не Bank of America, не Washington Mutual Bank или Union Bank of California, которые обязаны выполнять законы США. Это организация, в которой главным (мажоритарным) акционером является Банк России, и она должна подчиняться законам и распоряжениям, исходящим от органов государственного управления России. Тем не менее, позиция Сбербанка по Крыму оказывается идентичной украинской и американской: он не видит Крым в составе России и отказывается работать в российском правовом поле.

Отметим, что на собрании акционеров "Сбербанка" был продемонстрирован ролик с основными событиями ушедшего года: мелькали Майдан, "Крымнаш", санкции, усиление оттока капитала из России… При этом видеоряд, видимо, намекая на приближающийся экономический крах страны, сопровождала музыка из "Лебединого озера".

Однако вернёмся к лету прошлого года, когда на Украине началась организованная официальным Киевом "антитеррористическая операция" (АТО) против "сепаратистов" юго-востока страны и Минфин Украины начал оказывать финансовую помощь "защитникам отечества". Для пополнения военного бюджета Украины был организован выпуск и размещение так называемого Войскового займа. В размещении и покупке облигаций участвовали не только ведущие банки Украины (что естественно), но и украинские "дочки" банков "страны-агрессора" – российских Сбербанка и ВТБ. Руководство этих банков может гордиться своим вкладом в благородное дело "борьбы с терроризмом": купленные на деньги банков снаряды принесли смерть сотням мирных жителей Донбасса.

Однако на этом помощь российских банков майданным властям Украины не закончилась. В начале текущего года глава ВТБ  Андрей Костин решил докапитализировать две украинские "дочки" банка – ПАО "ВТБ Банк" и АО "БМ БАНК" – на общую сумму до 4 млрд украинских гривен (около 265 млн долларов). Что это, как не поддержка терпящей крах финансовой системы Незалежной? Причём это решение было принято, когда в Верховной раде стали призывать к экспроприации российского имущества на территории Украины. Но и это ещё не всё.

В начале июня выяснилось, что сумма "докапитализации", составив 600−800 млн долларов, более чем в 2,5 раза превысила первоначально заявленную. Нетрудно догадаться, на что идут эти деньги.

Самое интересное, что именно в начале года правительство России, реализуя антикризисную программу, раздало свыше двух триллионов рублей, и одним из главных бенефициаров программы был  ВТБ. Таким образом, российские банки продолжают закачивать деньги на Украину. И это несмотря на то, что, как отметил первый зампред правления Сбербанка Максим Полетаев, совокупные риски российских банков на Украине оцениваются уже в 25 млрд долларов! По его словам, в эту сумму входят кроме выданных кредитов вложения и банковские гарантии.

Банкам не важно, что российскими властями создан новый федеральный округ, что Крым и Севастополь включены в перечень субъектов федерации в Конституции России, что на полуострове реализуются масштабные проекты, что крымчанам платят российские пенсии. Действительно, что значат 2 млн жителей полуострова против 40 млн украинских клиентов?..

Банковская система Крыма восстанавливается благодаря небольшим банкам, которые не боятся входить на полуостров. Активно развертывает свою деятельность Российский национальный коммерческий банк (РНКБ), заполучивший 190 отделений, ранее принадлежавших Сбербанку, БМ банку и Приватбанку. Сеть из 17 отделений у "одного из европейских банков" купил в новом российском регионе и попавший под санкции банк "Россия".

События на Украине стали индикатором, выявившим главный порок российской банковской системы, – её неподконтрольность правительству страны.

Сложившаяся ситуация говорит о том, что центр управления российскими банками оказался за пределами самой России. Как подметил один из аналитиков, учреждение с вывеской "Банк России" больше напоминает американское посольство или филиал Федеральной резервной системы США. Россия теряет контроль над своей банковской системой, его перехватывают ФРС и государственные ведомства США.

Механизм реализации американского закона FATCA (который переводится как "Акт по налогообложению иностранных счетов") предусматривает, что банки всех стран мира должны предоставлять в американскую налоговую службу информацию о подозрительных клиентах (тех, кто уклоняется от уплаты налогов в казну США). Это практически наделяет Вашингтон функциями административного контроля над зарубежными банками. В случае с Россией предполагается, что каждый банк должен отчитываться перед Вашингтоном. Властям Казахстана следует извлечь уроки из ситуации, сложившейся с банковской системой России.