Управляющая компания вместо КСК – это просто смена вывески
Сегодня на очередной волне реформ в сфере ЖКХ в качестве панацеи от всех бед предлагается отделить функцию управления домом, оставив её за КСК, от функции обслуживания, передав её управляющим компаниям. На мой взгляд, всё, что мы получим в итоге – это смену вывески. От перемены мест слагаемых количество проблем в коммунальной сфере не убавится.Сегодня на очередной волне реформ в сфере ЖКХ в качестве панацеи от всех бед предлагается отделить функцию управления домом, оставив её за КСК, от функции обслуживания, передав её управляющим компаниям. На мой взгляд, всё, что мы получим в итоге – это смену вывески. От перемены мест слагаемых количество проблем в коммунальной сфере не убавится.
Боюсь, что, сменив монополию КСК на монополию управляющих компаний, никаких существенных изменений мы не получим, а новая программа модернизации ЖКХ будет обречена на провал. Поясню, что я имею в виду. Да, когда разрабатывалась программа, некоторые идеи Агентство по делам строительства и ЖКХ позаимствовало у нас. В частности, идею разделения заказчика и подрядчика, а также принцип «один дом – один кондоминиум – один орган управления». Однако на деле мы видим иное. Чем фактически занимается Комитет по делам строительства при Минрегионразвития? Чиновники пытаются заменить КСК управляющими компаниями. Я прекрасно понимаю, зачем им это надо. В своё время Агентство по делам строительства и ЖКХ создало акционерное общество – Казахстанский центр модернизации и развития ЖКХ, одной из целей которого является зарабатывание денег. Сегодня это общество создаёт управляющие компании по всему Казахстану, используя филиалы бывшего агентства, а ныне комитета, в областях. Причём они вводят сервисные компании вместо КСК, по сути, вытесняют их с рынка оказания коммунальных услуг. Но ведь декларирование идеи было совсем иное!
То есть замена КСК на управляющие компании – это не разделение функции управления и обслуживания, а простая замена вывески. А мы предлагаем, чтобы эти управляющие компании, как субъекты малого и среднего бизнеса, участвовали в тендерах на закупку сервисных услуг, организуемых КСК. Надо не упразднять КСК, а изменить принцип их работы. Чтобы они не держали в своём штате сантехников, электриков, не ремонтировали и не убирали дом. Всё, что от них требуется – это работа с жителями, сбор денег и организация тендеров. Если КСК будет только собирать деньги, его легко проверить, потому что на каждый выданный тенге у него должен быть акт выполненных работ того или иного подрядчика.
В случае если КСК будут проводить открытые конкурсы, малый и средний бизнес ринется в сферу ЖКХ. Мы ведь этого хотим? Правильно? Мы хотим, чтобы на рынке оказания коммунальных услуг сформировалась конкуренция, чтобы население обслуживали лучшие из лучших. А сейчас мы наблюдаем, как формируется новая монополия: ведь управляющие компании, создаваемые Казцентром ЖКХ – это предприятия с государственным участием. О каком участии МСБ может идти речь?
Увы, опыт показывает, что методы работы управляющих компаний ничуть не отличаются от КСК. Мы завалены жалобами от жильцов новостроек, в которых «орудуют» сервисные компании, аффилированные с застройщиками или акиматами. Чтобы как-то консолидировать жильцов и систематизировать протест против деятельности подобных предприятий, была создана организация самоуправляемых домов. Что мы видим сегодня? Застройщики, акиматы создают ТООшки, фактически захватывают дома, жители которых попросту чувствуют себя квартирантами. Причём никто и не думает о повышении качества предоставляемых услуг, о потребностях клиентов: главное – это заполучить дома, технические помещения, по возможности продать их или сдать в аренду, установить свои тарифы и собирать деньги. Благо, новые дома не нуждаются в ремонте, работы в них – всего ничего. Зато тарифы в новостройках на порядок выше, чем в хрущёвках! Жильцы загоняются в такие управляющие компании в добровольно-принудительном порядке.
Если мы пойдём по пути России, где управляющие компании успели изрядно подмочить репутацию и показать, что они ничем не отличаются от своих предшественников, то нас ждёт громкий провал.
Мне нередко задают вопрос: как избежать коррупционных нарушений при осуществлении программы модернизации ЖКХ и капитального ремонта домов? Отвечу словами бывшего мажилисмена Мурата Абенова: коррупция совершается не на стадии передачи взяток, а на стадии планирования. На мой взгляд, вышеуказанная программа при всех её очевидных преимуществах и достоинствах написана как будто специально под откаты.
Во-первых, в ней полностью обойдены интересы жильцов-собственников квартир, которые практически отстранены от процедуры принятия решения. Но ведь деньги в конечном счёте платят они! Во-вторых, средства, выделенные на капремонт, зачем-то отданы Социально-предпринимательским корпорациям (СПК) и акиматам. Естественно, под это дело создаются и капитализируются подрядные организации со 100%-ным участием государства. Далее включается простая арифметика. В среднем на один дом выделяется 40 млн. тенге. Ну кто, спрашивается, отдаст 40 млн тенге «субчику»? Покажите мне в Казахстане хотя бы один дом, жильцы которого потребовали бы создать комиссию по пересчёту нарисованных смет и фактических объёмов выполненных работ. Как человек, не понаслышке знакомый с коммунальной сферой, со стопроцентной уверенностью скажу: если хотя бы 50% этой суммы, то есть 20 млн тенге, направлялись бы на ремонт, то по завершении это был бы не дом, а конфетка. Куда уходят оставшиеся 20 млн тенге, лично для меня не секрет. Столько интересов завязано на этой программе модернизации ЖКХ – акимов областей, городов, генподрядчиков.
О том, насколько индифферентно отношение чиновников к реальным результатам программы, говорит хотя бы тот факт, что в прошлом году должно было быть отремонтировано 500 домов. Однако ни одного анализа проделанной работы не последовало – все молчат.
В общем, если слово КСК ассоциируется в обществе с ворьём, это ещё не означает, что для того, чтобы избавиться от тяжёлого груза проблем, достаточно поменять название. Ни в коем случае нельзя взамен КСК заводить управляющие компании, которые просто-напросто присвоят себе функции КСК и будут работать по прежним схемам. Необходимо менять принципы работы самих КСК, ввести открытую процедуру тендеров и создать конкурентную среду на рынке предоставления коммунальных услуг.