Отмена сверхпремий чиновникам – шаг в сторону повышения прозрачности бюджетных расходов
Экономист Марат Каирленов о масштабах и последствиях практики раздувания бюджетов чиновниками.
Это решение является оправданным. Как пояснило Министерство финансов, речь идёт о серьёзном нарушении бюджетного законодательства. В частности, сформировалась неблагоприятная практика, когда государственные органы направляли на премии экономию по всем бюджетным программам, в том числе и из бюджета развития, что де-юре было запрещено.
Подобная практика стимулировала чиновников раздувать бюджеты. В дальнейшем эти средства использовались для формирования премий, якобы в виде "условной экономии". Такая практика приобрела угрожающие масштабы, что потребовало вмешательства и принятия решения для восстановления порядка. Считаю, что это правильный шаг. Другое дело, почему на это не обращали внимание раньше.
Что касается мотивации сотрудников государственных органов, важно отметить, что отмена сверхпремий позволит избежать негативных последствий, связанных с избыточным раздуванием бюджетов. Госорганы в таких условиях были заинтересованы в увеличении бюджетных средств и формировании "экономии" за счёт ненужных и неэффективных трат, что особенно недопустимо в условиях дефицита государственного бюджета. Следовательно, ограничение таких премий – это шаг в верном направлении, направленный на повышение прозрачности и эффективности использования бюджетных средств.
Очевидно, что в области бюджетной политики нам необходимо ускорить переход к системам бюджетирования, ориентированным на результаты (БОР).
Международный опыт подтверждает необходимость внедрения элементов результативности в бюджетный процесс, что давно заявлено и в Казахстане. Эта идея была озвучена ещё в 2007 году, то есть 17 лет назад, однако прогресс в реализации, несмотря на положительные сдвиги, происходит с большими затруднениями. В условиях текущего бюджетного дефицита этот процесс должен стать более динамичным, так как эффективное управление госрасходами является важнейшей задачей для стабилизации финансовой системы.
С одной стороны, переход на бюджетирование, ориентированное на результат, позволит повысить эффективность использования государственных средств, с другой, важным элементом должна стать консолидация бюджета.
Важно заметить, что мы до сих пор не наблюдаем консолидированного подхода к бюджету по всем государственным средствам, включая бюджеты компаний квазигосударственного сектора. Госденьги, перераспределяемые через такие организации, должны быть под чётким контролем и отчётностью. Например, странной является практика передачи 7% государственного фонда "Самрук-Казына" на нужды отдельных благотворительных организаций. Это вызывает вопросы. И это логично прекратить.
Неясность в вопросе полномочий и контроля, кто уполномочивает такие передачи средств, должна быть устранена. Например, фонд "Қазақстан халқына" имеет привлекательное название, однако принципиально важно, чтобы средства государственного фонда использовались строго по назначению определяемым казахстанским парламентом, с чётким контролем и в рамках законодательных норм, а не по дискреционному решению отдельных лиц. Это – спорная практика, и её необходимо пересматривать.
Проблемы неэффективного распределения госресурсов и отсутствия должного контроля требуют оперативного внимания и реформирования в рамках более строгой бюджетной политики.