У нас есть стандарты для выпуска хороших учебников, но, к сожалению, нет понимания, как это делать. Родители и педагоги по-разному воспринимают пособия, при этом есть ещё и особый взгляд МОН РК. Пока казахстанская система образования двигается на ощупь, постоянно экспериментируя, школьники занимаются с тем, что есть. А что есть?

В 2017 году на соответствие ГОСО, современным научным стандартам и учебной программе было проверено 4025 книг 13 издательств ("Атамұра", "Мектеп", "Алматыкітап", "Арман-ПВ", "Дәуір", "Көкжиек", "Келешек-2030", "Жазушы", "Кембридж", "Оксфорд", "Макмиллан", "Экспресс Паблишн"), АОО "НИШ" и национальный научно-практический, образовательный и оздоровительный центр "Бобек").

По итогам экспертизы республиканский научно-практический центр “Учебник” одобрил 2412 пособий, не рекомендовал 1613. Как указано на официальном сайте центра, особое внимание уделялось трансформации учебников – переходу от старого формата готовой информации к самостоятельному обучению. Но новая модель образования пока вызывает массу вопросов у педагогов и родителей.

Первые жалуются на отсутствие контроля со стороны семьи, вторые – на сложность программы. Сейчас всё больше школ начинают заниматься по нишевским учебникам. В новой программе нет долгого раскачивания, большой объём информации рассчитан не на зубрежку, а на анализ и обработку.

Чтобы грамотно донести это до ребёнка, навыком самостоятельного обучения должны обладать и родители, и педагоги. Последние прошли краткие курсы переподготовки, но их недостаточно. Нынешняя учебная программа идёт далеко впереди старых учебных планов. К примеру, сейчас учащиеся третьих классов изучают фразеологизмы, тогда как раньше их проходили только в пятых классах.

Читайте также:
СОЧ и СОР: что это за система и почему ею недовольны родители школьников

Как преподавателю начальной школы освоить темы средней и старшей школы? Самостоятельно. А это очень непросто делать с нынешней зарплатой педагогов.

Родителям хватает энтузиазма ругать учебники и новую методику в соцсетях и только некоторые из них пытаются увидеть плюсы в новой форме обучения. Главный из них – это компетенции более высокого уровня, способность эффективно решать задачи и быстро принимать решения. Невозможно развить эти навыки, занимаясь только в школе. Родители могут дать ребёнку больше – покупка дополнительных книг, совместные поиски информации, интерактивные игры.

Не у всех родителей есть на это время и деньги, и это существенный минус новой модели образования. В первые годы независимости Казахстана было стыдно учить уроки вместе с мамой или папой. Прошлая учебная система требовала от ребёнка концентрации и хорошей памяти, нынешняя задействует и творческие, и логические, и аналитические способности. И тут одному точно не справиться.

Современные учебники включают больше заданий, а не объясняющей информации. У школьников мало времени на теорию и предостаточно для практики. Эта система хорошо подстроена под крупные города, но что делать с аулами?

По данным PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) за 2012 год, ребёнок из казахоязычной сельской школы на три года отстаёт от городского русскоязычного школьника.

Сейчас программа НИШ внедряется и в сельские школы, не учитывая главного –различный материальных доход среднего жителя мегаполиса и аула. Не в каждой семье есть необходимость в компьютере, а учебники предлагают задачи, где наличие ПК обязательно.

Читайте также:
СОЧ и СОР – это хорошо, а оценки травматичны для человека любого возраста

Не все городские школы укомплектованы компьютерами, что говорить о сельских? Самый высокий показатель по оснащённости техникой пока у Атырауской области – 82%.

Тем не менее в Казахстане активно внедряется цифровизация образования. Уже доступны электронные учебники, которые скачиваются при помощи QR-кода. Правда, школы сами решают, можно ли детям приносить на занятия планшет, так как конкретного положения от МО РК не было.

Ещё 3000 школьников стали участниками эксперимента, используя в обучении информационную систему. Электронная платформа содержит базу учебников и заданий для каждого класса отдельно и показывает процессы обучения в реальном времени.
Учебные материалы и планшеты выдаются бесплатно. Как скоро и какие результаты принесёт экспериментальный проект, увидим в конце года.

А как быть с бумажными книгами? Какое пособие мы можем вспомнить, кроме нашумевшего учебника по русскому языку с пузявками?

По мнению опрошенных мной родителей, больше всего положительных отзывов собрала рабочая тетрадь за пятый класс “Рассказы по истории Казахстана”. Главным её плюсом назвали интересный и доступный для самостоятельного чтения материал.

Среди педагогов были отмечены три книги из программы "100 переведённых на казахский язык учебников":

“Экономикс” Н. Г. Мэнкью, М. П. Тэйлора – в учебнике экономические отношения рассматриваются с позиции читателя. Поэтому все термины, понятия и теории объясняются на простых, житейских, ситуациях.

“История Бога: 4000 лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе” Карена Армстронга – сложное, но интересное исследование. Армстронг рассказывает, с чего началась религия, как появились христианство, иудаизм и ислам, есть ли различие между верой и религией. Как раз тот учебник, за которым приятно работать, хочется делать записи, глубже копать тему в интернете. Хоть там и есть пометка, что книга может быть интересна широкому кругу читателей, академический язык в ней слишком тяжёлый.

“Социальное животное” Эллиота Аронсона – учебник по социальной психологии. Аронсон вводит читателя в науку о людях, обществе и поведении, увлечённо рассказывая, чем мотивированы наши поступки и какие отличия могут встречаться в социуме разных стран.