Нужно исключить монополию в составлении рейтингов телеканалов и пересмотреть затраты на отечественное кино
Топ-менеджер "Медиахолдинга 31" считает, что в отношениях между кинематографистами и кинотеатрами проигрывает первая сторона.В своём выступлении президент подчеркнул, что для повышения эффективности информационной политики, развития креативной индустрии, отечественного кино нужны новые взгляды, необходима кардинальная перезагрузка. Это масштабный и сложный вопрос, охватывающий многие аспекты.
Как медиаменеджер я решил поделиться своим видением проблем и перспектив развития индустрии телевидения и кино.
Телевидение
Известно, что телеканалы оказывают прямое влияние на общественное сознание, транслируя новости, кинофильмы, сериалы, мультфильмы, аналитические и развлекательные проекты. И сегодня мы наблюдаем, что наряду с качественным контентом эфир отечественного ТВ заполонили бессодержательные программы и ток-шоу. Они вроде не оказывают вреда, но уж точно не приносят пользы. При этом они пользуются спросом у аудитории, демонстрируя высокие рейтинги.
Тема рейтингов уже много лет обсуждается в среде профессионалов ТВ и вызывает немало споров. К сожалению, в Казахстане метрические замеры производит лишь одна-единственная компания, определяющая положение вещей на медиарынке. К механизму работы и определению данных рейтингов немало вопросов, но мы вынуждены констатировать, что развитие телеканалов и их доходов напрямую зависят от этого рейтинга, потому что рекламодатели прежде всего придают значение этому показателю.
Условно, в стране с населением в 20 миллионов человек рейтинг телеканалов определяют 3000 респондентов. Это существенный перекос как по количественным, так и по качественным показателям. На мой взгляд, Министерство информации и общественного развития должно установить чёткие требования к профессионализму и методам исследовательской компании. Очевидно, что выбранный электорат не может объективно отображать реальную картину предпочтений всех казахстанцев.
На Западе используют ряд методик исследования целевой аудитории и популярности телеканалов, чтобы составить объективную картину того или иного проекта. Уверен, таких рейтингов в РК должно быть больше, необходимо исключить монополию в данном вопросе, а также определить чёткие, измеримые и, самое главное, объективные критерии для оценивания ТВ-каналов.
Диджитализация
Следующий немаловажный вопрос – digital-контент. Согласно данным авторитетного агентства Wunder Digital, сегодня 90% казахстанцев пользуются интернетом. Львиную долю времени они проводят за просмотром контента в соцсетях, мессенджерах и на видеоплатформах. Медиакомпаниям критически важно адаптироваться под эту реальность, чтобы оставаться востребованными своей аудиторией.
Поэтому так важно развивать digital-направление. Между тем некоторые телеканалы ограничиваются тем, что загружают на YouTube-каналы те же проекты, что показывают в эфире, без адаптации. При этом телеканалы имеют большой потенциал для развития digital-продукции.
На примере нашего медиахолдинга хочу продемонстрировать, какой большой потенциал имеют телеканалы в digital. У нас есть пять YouTube-каналов, на счету которых три "Серебряных" и одна "Золотая кнопка" YouTube. Число наших подписчиков в социальных сетях растёт каждый день. Ежемесячно мы набираем более 45 миллионов просмотров. По моему скромному мнению, это неплохие результаты нашей работы в сфере digital.
Только один сюжет, загруженный в TikTok-аккаунт "Медиахолдинга 31", набирает более одного миллиона просмотров. Учитывая эту тенденцию, мы в ближайшем осеннем сезоне решили запустить несколько новых digital-проектов, которые будут создаваться по всем требованиям новых медиа.
Креативный сектор
Опираясь на тренды в медиа, ключевой позицией которых в этом году является диверсификация нематериальных активов в новые проекты, мы решили попробовать свои силы в совершенно новом направлении креативного бизнеса – производстве имиджевой продукции.
Как вы знаете, "31 канал" впервые вышел в эфир 12 апреля 1993 года – в День космонавтики. Поэтому наш медиахолдинг к своему 30-летию представил авторский маскот "Ғалам" в образе плюшевого космонавта.
И буквально через несколько дней в одной из крупных сетей магазинов страны наш "Ғалам" появится на полках и составит компанию героям Марвела и DC. Думаю, он вполне может стать главным персонажем нового анимационного фильма для детей.
Кино
Если говорить о кинематографе, то наш президент чётко отметил, что "сейчас владельцы кинотеатров взимают за прокат отечественных фильмов внушительную сумму. Большая часть средств от продажи билетов также уходит кинотеатрам и другим частным компаниям. Кроме того, кинопроизводители не могут точно определить, сколько людей посмотрело их фильмы в кинотеатрах". Наша команда знает эту проблему не понаслышке.
"Медиахолдинг 31" производит не только сериалы, но и короткометражные, а также полнометражные фильмы. В прошлом году мы сняли фильм "Операция "Алтын адам" и провели масштабный прокат в кинотеатрах страны. Так вот, если говорить о математике проекта, по нашим подсчётам 55% выручки ушло владельцам кинотеатров и частным компаниям. Очевидно, что в отношениях между кинематографистами и кинотеатрами проигрывает первая сторона.
В целом в киноиндустрии есть ряд проблем, которые требуют кардинального решения. Государство выделяет немалые деньги, но фильмы, полностью финансируемые за счёт бюджета, по-прежнему не выходят в широкий прокат или эфир телевидения. Многие пылятся в архивах… Это означает, что деньги, выделенные из госказны, пропадают зря.
В стране действует легендарная киностудия "Казахфильм" с огромными павильонами и возможностями для съемок, но зачастую все это недоступно для кинематографистов. Зато на этой площадке снимаются различные шоу и спортивные мероприятия.
Мы знаем, что ежегодно на государственные деньги по заказу "Казахфильма" шьют немало костюмов для исторических фильмов. Но судьба их незавидна, они могут висеть долгие годы в старых павильонах невостребованными, и никто не несёт ответственности за бездумную трату государственных денег. Всё это требует принятия системных решений.
Перспективы
Наш "Медиахолдинг 31" до 2030 года планирует расширить своё присутствие не только в эфире, но и в сфере кинематографа. Для этих целей мы готовы тесно сотрудничать с отечественными продакшн-компаниями, Министерством культуры и спорта, предлагая партнёрам в сфере кино различные механизмы взаимодействия:
- Оказывать информационную поддержку.
- Полностью или частично оказывать финансовую поддержку.
Работа кинотеатров должна быть организована на принципах открытости. Все заинтересованные стороны должны иметь возможность в режиме онлайн отслеживать: в какое время показывают фильмы, сколько человек охвачено, видеть объёмы доходов. И, самое главное, нужно отдавать приоритет отечественным кинопроизводителям, тем самым поддерживая внутреннюю экономику и индустрию.
Как вариант, можно предусмотреть формат подписки на отечественные фильмы. Например, в США есть сервисы подписки на кинотеатры: платишь примерно 25 долларов в месяц, и за эти деньги можно посмотреть любой фильм и один предпоказ. Есть и другие пакеты. Почему бы не создавать подписки на наши фильмы?
Если будет создана рабочая группа для решения вышеизложенных вопросов, то мы готовы принять участие в её работе.