В отчетах ЮНИСЕФ за 2013-2014 годы говорится, что Казахстан в течение нескольких лет входит в группу стран, в которых суицид является одной из основных причин смертности среди подростков и молодёжи. В основе суицида лежит депрессия – это мировая статистика, и Казахстан не исключение. Снизить количество самоубийств может профилактическая работа с детьми и семьями в образовательных учреждениях.

Прививка от суицида

Психологической прививкой от суицида может стать правильное воспитание детей до 12 лет. Важно успеть заложить надёжный фундамент психики ребенка, чтобы он был способен получать от жизни удовольствие и при необходимости защитить себя или попросить о помощи.


Фото с сайта TUT.by

С точки зрения аналитической психологии, в ситуации, когда человек предрасположен к суициду, у него выражены две тенденции: агрессия одновременно направлена и вовне, и на самого себя. У него есть и желание умереть, и быть спасённым одновременно. Конечно, такое состояние в психике не формируется за короткое время, и даже если суицид спровоцирован сильным стрессовым событием, всё равно основу такому поступку дает отсутствие навыка обращения с собственной и внешней агрессией.

Что становится причиной аутоагрессии?

К состоянию агрессии приводит такой тип воспитания, который не позволяет ребёнку высвобождать жизненную силу. В жизни такого ребёнка часто отсутствуют спортивные игры, которые помогают проявлять агрессию вовне, близкое общение с родными, когда ребёнок не может, не имеет права высказывать собственное мнение. Развитие бесплатных творческих и спортивных секций в стране способно снизить суицид минимум в два раза, если не сведёт к минимуму.

Накопление аутоагрессии – агрессии направленной на самого себя, связано с тем, что:

  • в семье ребёнок подвергается унижению и телесным наказаниям;
  • в семье выражена власть сильного;
  • члены семьи не привыкли делиться чувствами друг с другом, редко получают поддержку;
  • ребёнок не уверен, что дома его поймут, примут, помогут решить проблему и защитят.

Насилие в семье влияет на характер ребёнка

В Казахстане, к примеру, основной процент причин, из-за которых ребёнок может пойти на самоубийство, – это насилие и буллинг.

В семьях детей, склонных к виктимному поведению или агрессии, часто нет тесного эмоционального контакта с родными. В них не принято делиться переживаниями, преобладают дистантные отношения. Дети-агрессоры считают поведение своих родителей предсказуемым, а обстановку дома позитивной.

По мнению профессора факультета психологии Университета Уорвика (Великобритания) Дитера Вольке, частые конфликты в семье, физическое или психологическое насилие над детьми увеличивают риск вовлечения ребёнка в ситуацию школьной травли. Если над ребёнком издевается старший брат или сестра, а родители тем временем бездействуют, не защищают, повышается вероятность, что ребёнок станет жертвой школьного насилия.


Фото с сайта businessman.ru

В семьях детей-жертв не уважают личные границы, действия родителей не согласованы, нарушена коммуникация, нет единых ценностей. Согласно данным других исследований, жертвы агрессии часто подвергались физическому насилию дома, были свидетелями агрессивного поведения.
Обнаружено, что семьи жертв буллинга часто бывают изолированы от общества, что мешает детям общаться со сверстниками, эффективно общаться с окружающими.

Если ребёнок знает, что близкие придут на помощь, поддержат его, ему есть кому рассказать о своих проблемах, – риск суицида значительно снижается.

Риск стать жертвой возрастает при гиперопеке в семье, что в большей степени отражается на мальчиках. Вседозволенность в семье также способствует виктимизации ребенка. Попустительский стиль воспитания не даёт ребёнку чётких ориентиров, он не знает, что можно, а что нельзя в отношениях с другими людьми. Его представления о границах и правилах размыты.

Такому ребёнку сложнее влиться в детский коллектив, где уже установлены определённые правила и нормы. Его поведение может отличаться, что для сверстников является спусковым крючком на агрессивные действия по отношению к непохожему на них ребенку.

Другая крайность – авторитарный, излишне суровый стиль воспитания. Дети, видя такое поведение родителей, также становятся агрессивными. В такой ситуации возрастает риск для мальчиков, они чаще попадают в группы с антиобщественными ценностями.

Как снизить риск виктимизации?

Важно внимательное отношение родителей к ребёнку и заинтересованность, открытость детей в отношениях с родителями. Тёплые отношения с родителями предупреждают школьное насилие.

Особую роль при предотвращении буллинга играют отношения матери и ребёнка. Если мать страдает от депрессий, мало участвует в жизни детей, мало про них знает, её дети могут быть вовлечены в школьный буллинг или в качестве жертвы, или в качестве преследователя.

Есть исследования, которые показали важную роль отца в формировании буллингового или антибуллингового поведения.

Время, проведенное ребёнком с отцом, оказывает более значительное влияние на позицию ребёнка в школе, чем экономический статус семьи. Если отец, к примеру, работает сверхурочно, и у него не хватает времени на ребёнка, то риск виктимизации сына или дочери растёт.

Проблему суицида нужно решать на уровне образовательных учреждений, которые смогут оказать реальную помощь, дать семье необходимую информацию, дать ребёнку защиту.