Современное мировое сообщество, пребывающее в состоянии, казалось бы, уже изживших себя рудиментов и атавизмов самых непотребных форм человеческих взаимоотношений – межнациональной розни, межрасовых предрассудков превосходства, межрелигиозных столкновений – по-прежнему демонстрирует востребованность в поиске инструментов генерации мира, добрососедства, взаимопонимания и человеколюбия.

При этом нынешние события в отдельных странах мира свидетельствуют об обратном: несмотря на этническую близость, единую конфессиональную принадлежность и лингвистическое родство отдельных народов, распространение получают братоубийственные войны, перерастающие в откровенный геноцид, подпитываемый популистскими политическими лозунгами.

Трудно не согласиться со словами главы Казахстана Касым-Жомарта Токаева, который констатирует нынешнее состояние мирового сообщества: "Атмосфера вражды и взаимного недоверия возвращается в международные отношения. Что можно противопоставить современным вызовам? История даёт только один ответ – это добрая воля, диалог и совместные усилия. Иных гарантий успеха не существует. Казахстан неизменно выступает за решение любых спорных вопросов исключительно за столом переговоров в духе Устава ООН. Мы убеждены, что силой, угрозами или санкциями устранить возникающие противоречия невозможно. В такие моменты особенно важно помнить о гуманистических идеалах".

Следует признать, что на этом фоне предпринимаемые Казахстаном меры по выстраиванию всестороннего межконфессионального и межэтнического диалога на глобальном и региональном уровнях как прямо, так и косвенно направлены, в том числе, на позитивное решение имеющихся прямых вооружённых конфликтов.

Безусловно, действенность инициируемых Астаной миротворческих усилий, их результативность может расцениваться по-разному, однако, невзирая на географическое положение мировых стран, численность их населения, масштаб и уровень экономического развития, их ключевыми ценностными ориентирами и приоритетами будут оставаться стремление к гуманизму, миролюбию, состраданию и всеобщему благу. 

В этом году отмечает свой 20-летний юбилей одна из ключевых международных инициатив Астаны, нацеленная на развитие межконфессионального диалога – Съезд лидеров мировых и традиционных религий.

На протяжении двух десятилетий Казахстан принимал меры к налаживанию, развитию и укреплению конструктивного взаимодействия между ведущими конфессиями мира.

Взявший своё начало в 2003 году, данный форум до сегодняшнего дня представляет собой одну из самых авторитетных площадок мира для установления диалога между представителями различных религий. Ярким свидетельством и подтверждением этого является состоявшийся в прошлом году VII Съезд лидеров мировых и традиционных религий, в работе которого приняли участие верховный имам, шейх Аль Азхара Ахмед Аль Тайеб, генеральный секретарь Всемирной исламской лиги Абдулрахман Абдулла Альзайд, глава Ватикана – папа римский Франциск, святейший и блаженнейший патриарх святого града Иерусалима Феофил III, главный ашкеназийский раввин Израиля Раввин Давид Лау, вице-президент Евразийского конгресса евреев Арон Фрэнкель. В общей сложности более 100 делегаций из 50 стран мира.

Участие именитых теоретиков-религиоведов и учёных-богословов в межрелигиозном форуме наглядно свидетельствует о транспарентном диалоге, взаимном понимании и уважении, являющихся действенной силой, обеспечивающей гармонию, безопасность, благополучие и мирное сосуществование народов и наций.

Съезд как никогда продемонстрировал свою актуальность и востребованность в условиях нарастающей конфронтации и противоречий между различными странами мира.

С особым удовлетворением хотел бы отметить, что Исламская Республика Пакистан с самого первого съезда оказывала полную поддержку и принимала самое активное участие в становлении и укреплении казахстанского проекта.

В частности, Международный исламский университет Исламабада в лице профессора Мухаммада Зия Уль Хака является одним из ведущих членов секретариата съезда.

Пакистанцы представляют собой консолидированную общность суннитов, шиитов, христиан, индуистов, буддистов и представителей ряда других конфессий, стремящихся к мирному сосуществованию в полиязычной и мультикультурной среде.

Учитывая универсальные задачи съезда, а также тот факт, что Пакистан – одна из самых молодых наций в мире (молодёжь составляет до 65% населения), можно констатировать, что "расширение диалога представителей разных культур и религий с привлечением к нему представителей светских и религиозных СМИ, молодёжных объединений, научной и творческой интеллигенции" (одна из задач съезда. – Ред.) станет не только залогом успешного налаживания этно-социальной коммуникации внутри страны, но и провайдером в решении потенциальных внутрирегиональных конфликтов.

Данной повестке будет также всячески способствовать Декларация VII Съезда, один из пунктов которой заявляет о "неустанном развитии диалога во имя дружбы, солидарности и мирного сосуществования". 


Читайте также: Токаев: Я намерен добиваться того, чтобы Казахстан содействовал глобальному диалогу между религиями


Такого рода месседжи являются актуальными для всего мирового сообщества, в том числе для Республики Казахстан и Исламской Республики Пакистан.

Со своей стороны Казахстан, будучи многонациональным государством, в котором проживает 124 этноса, представляющих 18 религиозных конфессий, готов как в двустороннем формате, так и в формате съезда делиться и обмениваться опытом с братским Пакистаном. 

Как отметил президент РК Касым-Жомарт Токаев, "чтобы возродить подлинный дух и смысл существования цивилизации, необходимы масштабные реформы во всех сферах жизни".

На сегодняшний день Республика Казахстан под руководством Токаева занимает активную позицию по продвижению политических, социально-экономических преобразований, конечной целью которых является повышение благосостояния граждан, укрепление мира и согласия в казахстанском обществе. Данная политика неразрывно перекликается с целями и задачами, стоящими перед Съездом лидеров мировых и традиционных религий.

Взаимодействие Казахстана и Пакистана в рамках данного религиозного форума является примером для развития и сотрудничества по другим направлениям, демонстрируя общность и близость наших взглядов по вопросам построения общества свободного от межрелигиозных и межэтнических конфликтов.