Второй год мы, граждане Казахстана, вновь отмечаем возрождённый национальный праздник – День Республики. Он органично сочетает в себе ценности суверенной государственности и выборности органов власти населением.

Символично, что он был отменён в 2009 году, когда казахстанское общество готовили к введению института "елбасизма", доказавшего спустя годы свою политическую и идеологическую несостоятельность. Но ещё более важно то, что возвращение этого праздника стало логическим продолжением политических реформ, проводимых с 2019 года и вышедших на качественно новый уровень в 2022 году.

Как мы знаем, в стране долгие годы действовала политическая система, в рамках которой практически отсутствовали эффективные коммуникации между властью и обществом. Кроме того, был распространён разорванный тип массового политического сознания, в котором сосуществовали противоположные и взаимоисключающие ориентиры. Такие, в частности, как желание перемен и страх перед ними, готовность к компромиссу и нетерпимость, потребность в свободе и привычка к покорности, экономическая свобода и требования социального регулирования. Конечно, многое из этого сохраняется и до сих пор. Но в гораздо меньших, чем прежде, объёмах.

В 2019-2021 годах главой государства были поочередно представлены четыре пакета реформ, содержащие 29 политических инициатив. Большую роль в их разработке и продвижении сыграл Национальный совет общественного доверия при президенте РК, в деятельности которого мне довелось участвовать. В результате на текущий момент приняты 25 законов и семь подзаконных актов, и ещё шесть законопроектов находятся на рассмотрении в мажилисе парламента. А в 2022 году была реализована новая программа политических реформ, включившая внесение двух пакетов поправок в Конституцию РК, а также принятие семи законов и трёх подзаконных актов.

Уже не раз я отмечал, что данные реформы шаг за шагом способствуют преобразованию закрытой политической системы Казахстана в открытую. В том числе это касается уровня взаимодействия между обществом и властью. Последняя, апеллируя к поддержке граждан, зачастую сама поощряет их общественно-политическую активность.

Правда, при этом власть рассчитывает, что данная активность будет протекать максимально в конструктивном русле. Степень информированности граждан возросла. Значительно усилилось влияние цифровых технологий и социальных сетей. Ряд представителей общественности активно участвуют в деятельности Национального курултая, различных комиссий и советов при президенте РК, общественной палаты при мажилисе парламента и общественных советов всех уровней.

Третий год проходят выборы акимов сельских населённых пунктов и городов районного значения. Плюс к этому в ноябре будет апробирована выборность акимов районов и городов областного значения. Недавнее принятие двух законов по вопросам общественного контроля призвано способствовать расширению условий и возможностей для заинтересованных граждан и институтов гражданского общества по влиянию на государственные и квазигосударственные структуры. В том числе легализован институт онлайн-петиций, которые при их подписании определенным количеством граждан становятся обязательными для рассмотрения должностными лицами любых госорганов.

Понятно, что ещё многие вопросы в тех или иных сферах жизнедеятельности нашего общества требуют своего решения. Имеют место всевозможные нарекания в адрес разных госорганов и их должностных лиц. Однако то, что идут заметные и позитивные сдвиги в развитии Казахстана, признают и в определённой степени поддерживают многие критично настроенные представители казахстанской общественности, а также представители политических кругов развитых зарубежных стран. Сейчас, на мой взгляд, главное – укрепить этот вектор. С учётом всего этого свою роль символа возрождения и перемен призвано играть и 25 октября – День Республики.