Итак, митинги не состоялись, спокойствие в стране сохранено. Мораторий на поправки  и отставки в Правительстве, создание земельной комиссии, СМС-рассылки и рассылки по whatsapp серьёзно изменили ландшафт в отношении земельного вопроса. Грамотные действия силовиков, нормальная работа интернета (во всяком случае, у меня всё работало в субботу) позволили контролировать ситуацию. Хотел бы отметить внутреннюю грамотность и ответственность общества, которое, видимо, наученное происходящим в Украине, повело себя адекватно.

Но теперь о главном. Ситуативные правильные шаги, которые позволили удачно пройти этот микрокризис, породили или выявили существенно более серьёзные проблемы.

Во-первых, созданием комиссии по земельным реформам власти Казахстана расписались в том, что Парламент не является представителем народа и общества страны. Не народные избранники (причём депутаты и маслихатов, и мажилиса) разъехались по своим избирательным участкам к людям, которые их выбрали, доверили представлять интересы – совсем другие люди были выбраны Правительством "для переговоров" с обществом. "Целями деятельности Комиссии по земельной реформе (далее – Комиссия) являются организация разъяснительной работы и выработка предложений по совершенствованию норм Земельного кодекса Республики Казахстан(…). Рабочим органом Комиссии является центральный уполномоченный орган по управлению земельными ресурсами". Вообще-то в Мажилисе есть целые: а) Комитет по аграрным вопросам; б) Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе; в) Комитет по экономической реформе и региональному развитию.

Во-вторых, ключевой вопрос, который чуть не стал причиной митингов и беспорядков по стране и вызвал огромное напряжение в обществе, теперь будет решаться группой назначенных Правительством людей в свободное от основной работы время – по субботам, то есть в формате "субботний клуб любителей политики". При этом народные избранники продолжают получать свою заработную плату, жильё и прочие компенсации. За что?

Для колоритности комментария. Такая комиссия ни в чём не уступает гипотетической общественной "Комиссии по денежно-кредитной политике", созданной Национальным банком, целями которой станет "организация разъяснительной работы и выработка предложений по совершенствованию норм монетарной политики Республики Казахстан" с приглашением поэтов-песенников, журналистов, политологов, блогеров и членов общественных организаций типа "оставим народу жильё", "нет девальвации" и т.д.

Очень важно, что такими решениями положен путь к охлократизации политики и экономических решений в целом.

Ещё раз подчеркну, что ситуативно, наверное, практически все решения верны, и важно, что этот микрокризис разрешился так спокойно. Однако экономические проблемы не исчезли, в массовом сознании они будут нарастать, земельная реформа является всего одной из пяти намеченных, задержанные активисты выйдут через 15 суток. Позволю себе напомнить, что целью комиссии является "организация разъяснительной работы", а значит, вопрос остаётся в обществе, он будет подниматься и обсуждаться, в том числе, и благодаря самому факту существования комиссии.

Вопросы "Куда мы идём?", "Каков план действий Правительства?", "Зачем и ради чего нам предлагаемые реформы?" остаются на повестке дня и в умах граждан. Значительная часть из них не хочет митингов и конфликтов, и это замечательно, но они не могут не спрашивать, не могут безропотно соглашаться и принимать все инициативы Правительства, а эти сомнения будут дальше расшатывать ситуацию и подпитывать более деятельные и агрессивные группы.

Проблема усугубляется тем, что у нас даже нет внешнего врага. Попытки его "срочно создать" вызвали смех и неприятие в обществе, что только подчёркивает непрофессионализм сотрудников некоторых СМИ и бездарность приглашённых технологов. В РФ на протяжении десяти лет проводилась определённая рутинная и повседневная информационная политика, было создано соответствующее информационное пространство. В Казахстане ситуация иная.

Приглашённые "технологи" этого всего не понимают и дают чудовищно разрушающие советы.

Резюме. События развиваются по вполне предсказуемому сценарию. Изменения в монетарной и экономической политиках, а также в формате общественного договора были понятны и неизбежны, но, к сожалению, пока они происходят спонтанно. Мы долго сопротивлялись ослаблению тенге, сжигая десятки миллиардов долларов, жертвуя экономикой, однако пришлось отпустить тенге в плавание. Мы долго сопротивлялись изменению формата общения власти и общества – переходу к партнёрскому диалогу, но перед лицом митингов и беспорядков процесс начался. Переход к новой экономической политике также неизбежен, вопросы только в том, когда он начнётся, какой будет эта политика и какую цену мы заплатим до этого перехода.

Возвращаясь к несостоявшимся митингам. Очень рад, что в эти дни мудрости хватило и у общества, и у власти. Но ситуация непонимания остаётся, и единственным возможным принципиальным разрешением её является появление последовательной и адекватной программы действий Правительства, в которой будут ответы на главные вопросы: "Куда мы идём и что нас ждёт?". Причём не обязательно рисовать радужные или популистские картины – события 21 мая показали, что у нас ответственное и трезвомыслящее общество, которому важно понимание плана действий и осознанности мер и решений.