Децильные группы и "средние" доходы казахстанцев
Очень часто обсуждая доходы, расходы, инфляцию и другие экономические показатели, мы оперируем собственными представлениями о "среднем казахстанце", "народе", опираясь на собственные представления среднего. Здесь я решил посмотреть, что такое "средний" гражданин Казахстана с точки зрения доступной статистики.
Комитет по статистике Министерства национальной экономики регулярно предоставляет данные о показателе дифференциации доходов по так называемым децильным группам. Этот показатель формируется путём опроса населения об уровне их доходов, после чего все данные ранжируются по возрастанию. Список разделяется на 10 равных по количеству человек групп (10% от всех опрошенных в каждой), соответственно определяются и границы этих групп по доходам.
Рассмотрим на примере. Допустим, было опрошено 250 человек, которые указали различные уровни своих доходов. Сначала список ранжируется по возрастающей, затем из него выбирается 25 человек (10% от всех) с самыми низкими доходами, и это первая децильная группа. Путь самый большой доход, указанный в этой группе, 1000 тенге – значит, первая децильная группа имеет доходы от 0 до 1000 тенге или 10% беднейших имеют доход до 1000 тенге. Соответственно, вторая децильная группа – это следующие 10%, или номера с 26-го по 50-й по возрастанию доходов. Пусть максимальный доход в этой группе 3000 тенге. Итак, мы имеем, что следующие по богатству 10% населения (вторая децильная группа) имеют доходы от 1000 до 3000 тысяч тенге. И так до самой богатой десятой группы. Верхний уровень десятой группы ограничен самой большой цифрой доходов, полученной при опросе.
Ниже представлен график границ децильных групп. Максимальная граница самой богатой 10-й группы представлена на правой оси, иначе на её фоне границы 1 и 2 практически незаметны.
В 2016 году самые бедные 10% населения имели доход до 21 624 тенге, а 10% самых богатых имели доход от 74 935 до 1 млн 234 198 тенге.
Перейдём теперь к другому важному параметру – медиане и её отличию от среднего. Всем интуитивно понятно, что средний показатель не очень правильно передаёт картину по доходам. Пусть из 5 человек 1 имеет доход в 400 тысяч тенге, а четверо остальных по 24,8, 24,9, 25 и 25,1 тысяч тенге. Все вместе они получают около 500 тысяч тенге, то есть в среднем выходит примерно по сто тысяч на каждого. Понятно, что 4 из 5 категорически не согласятся с таким пониманием среднего.
Во избежание этого вводится понятие медианного дохода – это уровень, когда половина населения получает больше него и половина населения получает меньше. В нашем случае медианный доход равен 25 тысячам тенге: тогда двое получают больше него (25,1 и 400), двое меньше (24,8 и 24,9) и один получает ровно столько же (25). Это более справедливый показатель уровня доходов в обществе, во всяком случае, теперь 4 из 5 согласятся с тем, что "средний доход" в такой группе 25 тысяч тенге.
Медианный доход – это настоящий, реальный "средний доход": половина населения получает больше него, а половина меньше. С точки зрения населения, общественного восприятия, эта цифра реальна и при оценке благосостояния, экономической политики, социального здоровья населения необходимо оперировать именно ею.
Опираясь на данные Комитета по статистике, медианным доходом можно признать границу между 5-й и 6-й децильными группами – ниже этой границы 5 групп, то есть 50% населения, и выше неё остальные 50% населения.
Ниже представлен график среднедушевого и медианного дохода в Казахстане.
В 2016 году среднедушевой доход в Казахстане составил 73 653 тенге, а медианный доход был практически в два раза ниже – 37 708 тенге. Здесь же отмечу, что разрыв между медианным доходом и среднедушевым стабильно рос в последние четыре года от показателя 1,77 до 1,95.
Любопытно, что среднедушевой доход в стране близок к нижней границе самых богатых 10% населения. Понятно, почему официальные данные среднедушевого дохода вызывают недоверие и раздражение в обществе: в этом случае получается, что 90% населения (9 децильных групп) получают доходы ниже "среднего" – это вызывает недоумение и возмущение.
Справедливости ради отмечу, что это не наше особенное ноу-хау: показатель "среднедушевого" дохода является международным, и им оперирует международная статистика, так что статистически всё правильно, проблема разрыва медианного и среднего дохода особенно остра у нас, потому что у нас оживились дискуссии на эту тему. Здесь я просто обозначил, что проблема не в статистике – проблема в правильном понимании обсуждаемых показателей.
Разобравшись в показателях, посмотрим на реальную динамику среднедушевого и медианного доходов.
Из графика видно, что эти показатели ведут себя весьма различно. Медианный доход (ощущаемый населением средний доход) в реальном выражении падал три года, увеличившись в I квартале 2017 года на несущественные 0,68%. Среднедушевой же доход упал только в 2016 году и уже в I квартале 2017 года вырос на 2,4% год к году.
В связи с этим понятно, что общество в массе своей перестаёт верить статистике, ведь динамика среднего дохода в ощущениях населения (медианного дохода) противоречат публикуемой динамике официального среднего дохода.
Итак, распространённый статистический показатель среднедушевого месячного дохода не отражает общественно-ощущаемый средний доход. Общественно-ощущаемым средним доходом является медианный показатель.
Медианный доход на душу населения, то есть доход среднестатистического казахстанца, когда 50% населения получают меньше, а вторая половина больше этого показателя, составил в I квартале 2017 года 39 594 тенге, что практически в два раза меньше статистического среднедушевого дохода.
Текущий уровень среднедушевого дохода отражает верхнюю границу 9-го дециля.
В простом изложении: используемый публикуемый статистический среднедушевой доход является общественно-средним уровнем дохода самых богатых 20% общества и существенно выше доходов 80% остального населения страны.
Разрыв между статистическим и общественно-ощущаемым средним показателями растёт на протяжении последних четырёх последних лет.