В 2014 году была принята Концепция информатизации судебной системы Республики Казахстан до 2020 года. Руководитель департамента по обеспечению судов при Верховном суде Республики Казахстан Абай Токсаба рассказывает о сути и перспективах этой важнейшей правовой реформы:

– В современных условиях для обеспечения подлинной открытости правосудия, его эффективности и справедливости уже недостаточно двух прежних традиционных факторов: адекватного законодательства и высокого профессионализма судей. Ключевой проблемой отечественного судопроизводства сегодня является формирование высокого доверия ко всей правовой системе страны со стороны широких масс населения.

Широкое внедрение передовых IT-технологий и интеграция информационных систем в правоприменительную практику как раз и нацелены на повышение мобильности и прозрачности правосудия и в то же время на снижение уровня забюрократизированности и коррупциогенности национального судопроизводства. Повышение уровня доступа граждан ко всем этапам осуществления правосудия видится в создании и широком распространении удобных и понятных для простого пользователя инструментов, позволяющих беспрепятственно общаться с субъектами судопроизводства, обходясь при этом без непосредственных физических контактов с ними.

– Как-нибудь попроще можно изложить эту же мысль?

– Система электронного судопроизводства сделает открытым, понятным и доступным для граждан каждое официальное действие тех, кто осуществляет правосудие. Причём в режиме, максимально приближающемся к реальному времени исполнения этих действий. То есть гражданину ни к чему теперь обивать пороги судейских кабинетов и канцелярий – всё, что ему необходимо знать об интересующем его деле, он может получить через интернет.

– Однако многие наши граждане не столь продвинуты в знании современных коммуникационных технологий, чтобы без проблем находить в интернете то, что им нужно.

– Для удобства граждан все инструменты, обеспечивающие продвижение электронной системы правосудия, сосредоточены на интернет-ресурсе Верховного суда. В целях взаимосвязанной и слаженной работы IT-проектов, проведена их централизация в рамках единой информационной системы, интегрированной с другими внешними информационными системами и базами данных всех государственных органов, тем или иным образом связанных с осуществлением правоприменительной практики.

– Давайте назовём здесь ключевые сервисы, которые сегодня уже работают в казахстанских судах.

– Конечно. С июня 2014 года функционирует электронный сервис "Судебный кабинет" – это единое окно доступа к судам. Здесь имеется возможность подачи в режиме онлайн, с использованием электронной цифровой подписи, искового заявления, апелляционной жалобы, кассационного ходатайства и электронного обращения. При этом в сервисе "Судебный кабинет" пользователь одновременно в онлайн режиме может оплатить также государственную пошлину либо приложить банковскую квитанцию или чек с терминала оплаты. Это обеспечивает мобильный доступ к судебным органам, минимизирует временные и материальны затраты и прямые контакты с судейскими чиновниками.

Подача заявления (обращения) реализована в удобном для пользователя интерфейсе, необходимо лишь заполнить своими данными несколько полей в соответствии с требованиями процессуального законодательства.

Хочу также отметить, что для удобства работы и упрощения процесса идентификации пользователей в сервисе "Судебный кабинет" введена соответствующая система регистрации. При этом в целом авторизация клиента осуществляется с помощью электронной цифровой подписи Национального удостоверяющего центра Республики Казахстан, а также ИИН или БИН и пароля.

Тот факт, что посредством информационного сервиса "Судебный кабинет" в 2016 году поступило свыше 750 тысяч обращений граждан (в 2015 году их было всего чуть больше 107 тысяч), свидетельствует о возрастании интереса населения к использованию этого информационного сервиса.

За 2016 год местными судами республики зарегистрировано около 800 тысяч исковых заявлений, из них 600 с лишним тысяч (или более 80%) поступили в электронном виде. Таким образом, по сравнению с 2015 годом доля электронных исковых заявлений выросла более чем в 2 раза.

– И какие документы конкретно можно оформить через "Судебный кабинет"?

– Этот сервис осуществляет большой перечень услуг. Среди них "Заявление о вынесении судебного приказа", "Заявление об отмене судебного приказа", "Заявление об отмене заочного решения", "Ходатайство об ознакомлении с копией аудио-, видеозаписи", "Заявление о предоставлении свидания с осуждённым" и многое другое.

Для удобства пользователей в каждом сервисе размещены видеоинструкции по использованию и подаче заявления (обращения).

В информационном сервисе "Судебный кабинет" на сегодняшний день зарегистрировано более 150 тысяч пользователей. В случае возникновения вопросов технического характера пользователи могут направить вопрос в службу технической поддержки: office@sud.kz и быстро получить квалифицированный ответ. Также пользователи могут направить отзывы и предложения по работе сервиса "Судебный кабинет", нажав на одноименную вкладку. Отзывы поступают в группу поддержки, анализируются и принимаются соответствующие меры для улучшения работы данного сервиса.

В 2016 году в сервисе "Судебный кабинет" создано также автоматизированное рабочее место для страховых компаний по приёму постановлений административных судов в электронном виде с электронно-цифровой подписью судьи для страховых выплат.

Есть ещё какие-то популярные сервисы?

– Да, конечно. В частности, реализован проект оптимизации процесса по внедрению процедуры оказания Департаментом государственной услуги по апостилированию официальных документов. Это легализация того или иного документа путём совершения ряда определённых формальных процедур для придания документу юридической силы на территории других стран, признающих такую легализацию. Проект предоставляет гражданам возможность в случае отсутствия на руках копии судебного акта подать в территориальный орган заявление о её предоставлении и направлении в департамент для проставления апостиля. Это значительно сокращает время совершения указанной процедуры.

Кроме того, осуществлена интеграция с платёжным шлюзом электронного правительства (ПШЭП) в части получения данных от банков второго уровня о проведённых платежах, поступлении госпошлины, оплачиваемой за подачу в суд исковых заявлений, апелляционных, кассационных жалоб, а также проверка их достоверности. В настоящее время в эту систему интегрированы уже 9 банков второго уровня.

ПШЭП в свою очередь связан с банками второго уровня и Министерством финансов на предмет получения информации о поступлении денежных средств в бюджет. Это позволяет оптимизировать процедуру проверки легитимности уплаты госпошлины при обращении в суд. Кроме того, Верховным судом совместно с Министерством юстиции запущена интеграция информационной системы судебных органов "Төрелік" с сервисом "Автоматизированная информационная система органов исполнительного производства" Министерства юстиции, в части получения исполнительных документов из судов в электронном формате и электронного санкционирования судами постановлений судебных исполнителей. Так, за 12 месяцев 2016 года местными судами направлено свыше 273 тысяч исполнительных листов, судебных приказов и санкционировано более 600 тысяч постановлений судебных исполнителей.

Информационные технологии – это хорошо, но ведь они бессмысленны, если не повышать уровень открытости и гласности системы судопроизводства. Без этого немыслима эффективная борьба с коррупцией.

– Вы абсолютно правы. В исполнение 20 шага Плана нации активно реализуются мероприятия по внедрению системы аудио-, видеофиксации (АВФ) при проведении всех судебных процессов. Все залы судебных заседаний по республике уже оснащены АВФ на 100%.

Кроме того, в рамках системы АВФ предоставляется возможность организации видеоконференцсвязи между областными судами республики и Верховным судом, что обеспечивает дистанционное участие в судебном заседании всех сторон по делу. Это сокращает командировочные расходы и другие затраты. И уже за 12 месяцев 2016 года местными судами проведено почти 400 судебных заседаний с использованием видеоконференцсвязи.

Кроме того, совместно с Комитетом уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел также разрабатывается возможность дистанционного отправления правосудия посредством видеоконференцсвязи. Внедрение подобной системы позволит органу исполнительной системы избежать конвоирования подсудимых в суд, а предоставить им возможность давать показания посредством видеоконференцсвязи прямо из мест содержания. Также и все стороны процесса смогут участвовать в нём в дистанционном режиме. Это большая экономия средств и времени.

В 2016 году 32 исправительных учреждения, в том числе и следственные изоляторы, были оснащены комплектами системы видеоконференцсвязи для удалённого отправления правосудия.

Посредством видеоконференцсвязи местными судами совместно с органами Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел рассмотрено около четырёх тысяч материалов без этапирования специального контингента.

Но вернёмся к ещё одной составляющей, без которой не мыслим выход отечественной системы правосудия на уровень мировых стандартов, – это профессионализм судей и неукоснительное следование ими как букве, так и духу закона. К сожалению, судебные ошибки, а также игнорирование отдельными судьями основополагающих норм судопроизводства не такая уж редкость.

– 16 января 2017 года в Верховном суде презентован совместный проект Верховного суда и Генеральной прокуратуры по формированию информационно-аналитической системы "Заңдылық". Цель проекта "Заңдылық" – повысить качество уголовного процесса за счёт интеграции информационных систем, включая Единый реестр досудебного расследования (далее – ЕРДР) и Автоматизированной информационно-аналитической системы "Төрелік". Это позволит минимизировать ошибки следователей, прокуроров и судей, сделать уголовный процесс проще и прозрачнее.

Все сведения по каждому процессу будут подгружаться с помощью ЕРДР. В итоге можно будет увидеть весь ход движения дела до суда и итоги судебного рассмотрения, получать в электронном виде любые процессуальные документы.

В систему будет загружено всё уголовное законодательство, со всеми изменениями и дополнениями на конкретный период. Система сможет определять, к примеру, размеры штрафов с учётом МРП на момент совершения уголовного правонарушения, формулировать особенности при назначении наказаний несовершеннолетним или определять правильный порядок сложения наказаний.

– А как обстоят дела с обратной связью с населением?

– Населению предоставляется возможность обращения и получения консультаций по всем вопросам деятельности судебных органов через единый контакт-центр с бесплатным звонком на короткий номер 1401. Уже сейчас ежедневно в call-центр поступает более 200 звонков, по которым даются все необходимые разъяснения, обеспечивается обратная связь. Аналитическая справка по поступившим в call-центр звонкам ежемесячно направляется в регионы для рассмотрения и принятия конкретных мер по обращениям граждан. Только за 2016 год в единый контакт-центр судебных органов поступило более 60 тысяч телефонных звонков.

Нами в дальнейшем будет продолжена активная работа по развитию электронного правосудия с учётом лучших международных стандартов.

– Вы верите в то, что все эти меры радикально повысят доверие населения к отечественной системе судопроизводства?

– Я верю в то, что внедрение и применение современных технологий в судебной системе упрощает судопроизводство, снимает бюрократические барьеры, минимизирует непосредственные физические контакты судейских клерков с гражданами. Это способствует снижению подверженности коррупции нашей судебной системы, экономит время и средства граждан, позволяет достичь максимальной прозрачности и доступности национального правосудия для населения страны. Ну а доверие обязательно придёт как следствие той работы, что делается сегодня.