Камни Бадахшана
Раньше я знал о Памире немного: самые высокие горы СССР, древний и гостеприимный народ, Горно-Бадахшанская автономная область Таджикской ССР – вот в принципе и всё. Перед приездом в Таджикистан в Интернете вычитал, что там во времена СССР добывали драгоценные камни, а ещё раньше в древние времена в горных реках намывали золото.
На Памир из Душанбе можно попасть через туннель по северному пути. Либо по южному – через Тавильдару. Расстояние около 400 километров, по прямой было бы меньше, однако горные серпантины, ущелья и перевалы значительно удлиняют путь. Столица ГБАО – город Хорог, который стоит практически на таджико-афганской границе. Границей здесь служит река Пяндж – это, кто не знает, Амударья в верхнем течении. По ту сторону реки – Афганистан.
Как говорят в Хороге, на Памире есть всё, и уже на базаре, если проявить интерес, обязательно появятся сомнительного вида люди и предложат купить рубины, сапфиры, александриты по сходной цене.
Базар в Хороге – сам по себе достопримечательность. Несмотря на удалённость от мировых центров, здесь можно встретить людей с разных концов света. Два японца с фотокамерами прицениваются к древнего вида кувшину, чуть дальше француз на велосипеде пытается узнать у окружающих, как ему найти здесь гостиницу. Двухметровый негр в натовском камуфляже с помощью разговорника пытается узнать у аборигена, как проехать до Мургаба…
Признав во мне иностранца, местные торговцы начали проявлять ко мне интерес. Бородатый человек неказистого вида в заношенных трениках «адидас», не первой свежести футболке и сандалиях на босу ногу предложил поговорить в более тихой обстановке. Идём на окраину городка, проходим множество закоулков. Заходим за глиняный дувал, такой же, как десятки других. Про себя думаю: если отойду метров на сто отсюда – точно не найду обратно дороги. Во дворе встречают ещё два бородача, одеты в шаровары, рубаху и сверху что-то типа чапана. На голове «масудка» – так здесь называют афганский национальный головной убор, по имени покойного Ахмад Шаха Масуда, одного из лидеров моджахедов афганской войны 80-х годов прошлого века. Внешний вид обоих такой, как будто выбрались между делом с полей сражений с американским империализмом попить чаек и толкнуть камушки туристу из Казахстана. Для полноты картины не хватает только «Калашникова» в руках, пулеметных лент на груди и гранатомёта за спиной.
Здороваемся, они не удивлены. Видимо, обо мне их уже предупредили. Несмотря на первое впечатление, «басмачи» смотрят на меня довольно дружелюбно, даже, можно сказать, с какой-то симпатией что ли.
После процедуры знакомства меня проводят в комнату, предлагают зелёного чая с лимоном (кстати, очень вкусного). Бородач уходит, начинаю осматриваться: убранство небогатое, старенький стол, древний (в смысле старый) диван, на противоположной стене ковёр, скорее всего, ручной работы. У дверей сидит молодой человек, с явным любопытством рассматривающий меня как пришельца с другой планеты. В дальнем углу знакомый силуэт «Калашникова», который вписывается в местный интерьер так же гармонично, как микроволновка у меня дома на кухне.
Через полчаса приходят ещё двое, интересуются, откуда я. Говорю: «Из Казахстана, из Алматы». Народ недоверчиво рассматривает меня. Спрашивают, не узбек ли я? Отвечаю, что нет. Минут десять дискутируют на своем языке, затем один спрашивает на русском: что меня интересует. Отвечаю: «Рубины». Один интересуется: есть ли у меня деньги с собой. Отвечаю с серьёзным видом: полный рюкзак. Памирец поначалу не врубился. Потом заулыбался – юмор понял.
Тот, что понимает по-русски (представился Зафаром), рассказывает, что когда-то служил в Казахстане в стройбате, знает, что там люди очень хорошо живут. Спрашивает, зачем мне камни. Отвечаю, что меня послали богатые люди, готовые заплатить хорошие деньги за камни нужного качества. И интересуюсь: давно ли он этим занимается. Отвечает, что уже несколько лет в этом бизнесе, а раньше шоферил на грузовой машине. Рассказывает, как развит этот специфический рынок, говорит, что сюда регулярно приезжают некие арабы из Эмиратов и Саудовской Аравии и якобы закупают большие партии камней. Сказанное вызывает у меня сомнения, принимая во внимание известную состоятельность арабских шейхов и полную противоречивость окружающего меня интерьера.
Ввиду определённой опасности нашего предприятия Зафар предупреждает меня о принятии мер предосторожности. Он просит выключить и отдать ему сотовые телефоны. Со вздохом отдаю ему «нокии», купленные за четыре с половиной своих кровных в подземном переходе на Арбате…
Едем по пыльным улицам. Снова двор, не отличающийся ничем от того, где я был. Заходим в дом – и сразу чайник зелёного чая. Надо полагать, местный обычай. Сидим, пьём. В меня уже не лезет. Через сорок минут подъезжает машина – довольно подуставший «паджерик». Садимся и едем. Меня неумолимо тянет в сон, и я вырубаюсь. Просыпаюсь – приехали. Уже темно, за стеклом ничего не видно, какой-то горный кишлак. «Старый» знакомый Зафар спрашивает: «Как самочувствие?» Отвечаю: «Как огурчик».
Появляются двое со спортивной сумкой, выкладывают на стол свёртки. По общепринятому сюжету тут я должен был замереть от неземной красоты, позабыв обо всём на свете. Однако, признаться, сильно разочаровался от вида знаменитых памирских рубинов: как-то я их не так представлял. Какие-то они невзрачные, темно-красные и мелковатые.
Интересуюсь, что это, мне в ответ: «Ты что! Это те самые знаменитые памирские рубины». И знаками высказывают восхищение. Я, боясь показать невежество, тоже цокаю языком и восхищаюсь. Спрашиваю о цене, и мне отвечают: те, что пять карат – 12 тысяч за камушек. Те, что побольше, – 20 тысяч. Местные интересуются: как буду рассчитываться? И настаивают на 100%-й предоплате. Я остужаю их пыл и предлагаю альтернативный вариант: едем в Душанбе. Там я передаю им свою казкомовскую карточку, так как это единственный казахстанский банк, имеющий в Таджикистане своё представительство и свои банкоматы. Затем мы скидываем на е-майл фото камней и ждём ответа. Памирцы (для удобства будем называть их таджиками) вертят головами, показывая свое несогласие. Я стою на своём, доказывая, что другого варианта просто нет (кто же поедет с чемоданом денег в этот медвежий угол?). Они до хрипоты спорят, но потом соглашаются.
В Душанбе прошу сделать качественное фото камней. Памирцы, особо не заморачиваясь, делают фото на двухпиксельную камеру сотового. Сбрасываем на е-майл нашему специалисту. Он отвечает, что качество фото не позволяет провести более или менее качественный анализ. Прошу таджиков переснять, те снова на сотку. Я, теряя терпение, интересуюсь: нельзя ли сделать качественное фото профессиональным аппаратом? Они – ни в какую. В общем, с четвёртой попытки наш эксперт принимает фотки. Но его решение убийственное, как решение футбольного арбитра: камни, изображенные на фото, относятся к семейству корунда, не могут быть использованы в ювелирном деле. Так как в силу их геологического происхождения имеют неудалимые дефекты, не позволяющие использовать их для огранки в ювелирных целях.
Далее идёт пояснение. Он говорит, что миф о том, что в Таджикистане есть рубины, поддерживается самими таджиками отчасти в силу собственного незнания и отчасти намеренно. И за последнее время на мировом рынке рубинов было только несколько случаев появления памирских камней. В основном камни имеют бирманское и цейлонское происхождение. Изображенные на фото камни являются, судя по всему, шпинелью – разновидностью корунда, используемого в промышленных целях. Моему разочарованию нет предела. Иду к таджикам, те с нетерпением ждут ответа. Я, чтобы не травмировать их впечатлительные и ранимые натуры, как можно мягче сообщаю им, что сделка не состоится. Объясняю причины, побудившие отказаться от сделки, но понимания с их стороны не нахожу. Переходим на повышенные тона с использованием в отдельных моментах «непереводимого диалекта» великого могучего, понятного как мне, так и собеседникам. В общем, приходим к выводу, что они приносят свои извинения и надеются в будущем показать достойный товар. Я же прошу рассказать мне, где они берут эти камни, те в отказ – дескать, коммерческая тайна!
Первая попытка оказалась неудачной. Решаю начать с другого конца: узнаю у местных журналистов, как можно взять интервью у представителей местной милиции (она с советских времён не поменяла своего названия), а конкретно в управлении по борьбе с контрабандой драгоценных камней. Однако и здесь всё не так просто: для того, чтобы получить интервью у представителей правоохранительных органов, необходимо согласование с рядом государственных чинов, на что может уйти около месяца. Этот вариант меня никак не устраивал. Буду действовать иначе: узнал, где в Душанбе есть ювелирные салоны, и решил пройти по ним…
Не с первого раза, но повезло. Руководитель одной из компаний дал согласие поговорить со мной. Приезжаю в офис ювелирной компании «Асрор-э-Санг». Принимает директор компании Далер Шарифов. Представляюсь, рассказываю о редакционном задании. Далер улыбается и объясняет ситуацию. Во-первых, наш эксперт был прав: в текущем году в Таджикистане не было добыто ни одного камня ювелирного значения. А так как его компания является одной из трёх в республике, имеющих лицензию на добычу драгкамней на Памире, он владеет ситуацией в данном вопросе. В связи с условиями высокогорья добычу камней можно вести только с мая по сентябрь. Высота горной разработки – 5300 метров. Условия, в которых придётся работать, довольно тяжёлые, не всякую технику можно завезти. И поэтому значительную часть работ, как и в древние времена, придётся вести вручную. Освещаю некоторые нюансы моих недавних похождений. Он снова улыбается и рассказывает историю добычи рубинов в тех местах.
Во времена СССР велась разработка месторождения «Снежное», где добывали корунд, используемый в промышленных целях. Однако это месторождение в плане разработки камней ювелирного качества перспектив не имеет. В то же время относительно недалеко от «Снежного» рудное сырьё на отдельных участках специалисты его компании оценили как могущее быть использованным в ювелирных целях. В этой связи он планирует в следующем году направить геологоразведочную экспедицию по разведке и добыче рубинов.
Не скрываю своего огорчения. Заметив это, Далер предлагает принять участие в экспедиции, чтобы своими глазами увидеть увлекательный процесс поиска, добычи сырья, а также обработки камней до ювелирного уровня.
Из разговора с профессионалами своего дела делаю вывод: ни о какой серьёзной добыче драгоценных камней в Таджикистане сегодня речи быть не может. Но в перспективе с привлечением грамотных специалистов и энтузиастов своего дела эта сфера может принести республике немалый доход.
Итак, первая моя поездка закончилась безрезультатно. Никаких рубинов я здесь не нашёл. Однако открыл для себя новый мир – полный загадок и тайн и ждущий новых открытий. Например, почему жители Памира считают себя потомками Александра Македонского? Или почему именно здесь нашли самые древние изваяния Будды в Средней Азии? Наконец, правда ли, что именно Памир является родиной снежного человека? Пока на эти вопросы у меня нет ответов. Но я уверен – обязательно появятся в следующий раз. Ну а из первой поездки в памяти останутся непередаваемая красота здешних мест, высокие горы, головокружительные ущелья, синева небес и добродушный гостеприимный народ этого невероятно красивого края.