Справка «Мегаполиса»

Заместитель министра обороны генерал-лейтенант Булат Сембинов – выпускник Киевского высшего военно-морского политического училища. Офицерскую службу начал с должности секретаря комитета ВЛКСМ отдельного дивизиона десантных кораблей Каспийской флотилии. С сентября 1981 г. – заместитель командира сторожевого корабля по политической части, заместитель командира дивизиона сторожевых кораблей по политической части, заместитель начальника политического отдела бригады кораблей охраны водного района Каспийской флотилии. В 1991 году окончил военно-морской факультет Военно-политической академии имени В.И. Ленина. По окончании академии проходил службу в должностях заместителя начальника военно-политического отдела бригады кораблей охраны водного района Тихоокеанского флота, старшего преподавателя кафедры общественных наук, помощника начальника училища по правовой работе Алма-Атинского высшего военного общевойскового командного училища. С мая 1994 года – начальник отдела договорных отношений по военным вопросам управления договорных и внешних связей, начальник управления делами Министерства обороны Республики Казахстан. В августе 1998 года назначен начальником Аппарата министра обороны Республики Казахстан. В сентябре 2003 года распоряжением президента Республики Казахстан назначен заместителем министра обороны Республики Казахстан.

О воинской дисциплине и армейском порядке

Воинская дисциплина и правопорядок являются одними из слагаемых боевой готовности Вооруженных сил, поэтому и находятся в постоянном внимании руководства Министерства обороны. Так, если говорить о первом полугодии 2008 года, то в сравнении с аналогичным периодом 2007 года произошел рост безвозвратных потерь и правонарушений. Причем только в четырех воинских частях совершена четверть всех преступлений и происшествий от общего их количества, учтенного за Вооруженные силы. В связи с чем на заседании Коллегии МО РК в июле 2008 года были определены направления приложения первоочередных усилий в повседневной деятельности. Прежде всего упор сделан на сокращение офицерской преступности; повышение качества призыва на срочную воинскую службу и отбор граждан на воинскую службу по контракту; ужесточение спроса за выполнение требований воинских уставов, повышение влияния суточного наряда на процессы, происходящие в воинских коллективах, и в первую очередь по предупреждению хищения оружия и боеприпасов, казарменного хулиганства, самоубийств и самовольного оставления места службы. Мы стараемся охватить воспитательными мероприятиями абсолютно всех военнослужащих как в служебное, так и вовне служебное время с участием командиров, подразделений штабов, военно-медицинских работников, общественных организаций, родителей военнослужащих. Большое внимание уделяем решению социальных проблем военнослужащих. Принятыми мерами во втором полугодии 2008 года нам удалось не только стабилизировать обстановку, но и по некоторым направлениям улучшить ее. Как результат – на 40% сократилось количество случаев нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими и на 66 % суицидальных проявлений. На 26% сократилось число участников злоупотребления служебным положением, на 56 % случаев – халатности, на 62 % – хулиганства, на 33 % – употребления наркотиков. Отрадно отметить, что коренным образом изменился стиль работы. Нет разносов и огульного обвинения командиров, необоснованного привлечения их к дисциплинарной ответственности. Создана обстановка деловитости и конкретного подхода к решению проблем воинской дисциплины. В этом году мы продолжаем наращивать усилия по выявлению слабых мест в работе по обеспечению правопорядка. В сравнении с 2008 годом в текущем году более чем в пять раз сократилось количество гибели военнослужащих. Отрадно отметить, что в первом квартале текущего года мы не потеряли ни одного военнослужащего срочной службы. Это в очередной раз является подтверждением того, что большинство командиров воинских частей и учреждений правильно оценили обстановку и определились с силами, которые необходимо привлекать в повседневной деятельности к обеспечению воинской дисциплины и правопорядка и лично работают в подразделениях. Надо признать, что в основе многих преступлений и происшествий лежат не только наши внутренние проблемы, но и причины, находящиеся вне армии. Так военные психологии установили, что практических у всех молодых солдат отрицательное отношение к службе в армии сформировались задолго до призыва под воздействием публикаций в средствах массовой информации, рассказов бывших военнослужащих. Все они еще до призыва узнали о неуставных отношениях и по-своему решали, как их избежать или как с ними бороться. Почти каждый второй до службы в армии сталкивался с физическим насилием, денежными поборами. Для них не является новостью то, что в некоторых подразделениях продолжается «гражданка». Одни – глумятся, другие – терпят. Переплетение внутренних и внешних проблем требует от каждого командира творческого подхода к их разрешению. И просчеты в оценке ситуации, в привлечении необходимых сил для поддержания воинской дисциплины и правопорядка чреваты тяжелыми последствиями. В том числе и в вашей газете освещались такие общественно-резонансные происшествия. Сегодня в работе по наведению порядка активное участие принимают правоохранительные органы: военная полиция, Главная военная прокуратура. В рамках действующего законодательства мы будем жестко подходить к решению вопросов обеспечения воинской дисциплины и правопорядка в войсках.

Об обеспечении военнослужащих положенным довольствием

Благодаря постоянной заботе главы государства – Верховного главнокомандующего Вооруженными силами Республики Казахстан и правительства в Вооруженных силах РК проводится работа по улучшению качества жизни военнослужащих. С 1 января 2009 года увеличено денежное довольствие военнослужащих на 25 процентов. А именно: повысились оклады по воинской должности и оклады по воинскому званию. Так, например, денежное довольствие военнослужащих, проходящих воинскую службу на должностях солдат и сержантов, в среднем возросло от 7 000 тенге до 14 000 тенге. Хотел бы отметить, что 9 февраля 2009 года подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан от 20 января 1993 года «О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей», который предусматривает следующее. Во – первых, выплату единовременного денежного вознаграждения при заключении первого контракта поступающим на воинскую службу на должности солдат и сержантов. Данная выплата введена на основе изучения опыта передовых профессиональных иностранных армий. Размер ЕДВ напрямую зависит от желания гражданина Республики Казахстан посвятить себя военной карьере и составляет на 3 года в размере 1 должностного оклада; на 5 лет в размере 10 должностных окладов; на 10 лет в размере 20 должностных окладов. Во-вторых, предоставление права военнослужащим, по контракту на должностях солдат и сержантов прослужившим не менее 8 лет, обучаться в вузах Казахстана с 50-процентной оплатой за счет средств Республиканского бюджета. Эта мера, я уверен, позволит поднять общий образовательный уровень военных кадров, улучшить качественный состав военнослужащих и в дальнейшем получить специалистов для эксплуатации высокотехнологичной техники и вооружения. Получение образования за счет государства будет еще одним дополнительным стимулом для прохождения воинской службы. Министр обороны Республики Казахстан Даниал Кенжетаевич Ахметов, несмотря на возникшие проблемы с бюджетом, особо уделяет внимание быту военнослужащих и доведению до них положенных норм довольствия. Проведена работа по переходу на новую форму организации питания. Внесены изменения и дополнения в нормы, увеличены и введены дополнительные продукты питания: что значительно повысило их калорийность и расширило ассортимент продовольствия. Это позволит выполнять задачи, связанные с большими физическими нагрузками. На 2009 год Республиканская бюджетная комиссия утвердила стоимость общевойскового пайка в размере 744 тенге, что на 48,6% больше чем, в 2008 году.

Постоянное внимание руководство МО РК обращает и на обеспечение армии военной формой одежды, отвечающей требованиям международных стандартов. Наша экономика позволяет сегодня привести форму казахстанских военнослужащих к международным стандартам. Появились образцы высокопрочных тканей, которые уже прошли апробацию и заслужили одобрительные отзывы. Заказы на пошив размещаются исключительно у отечественных товаропроизводителей. Пошив новой полевой формы обходится недешево. Летний комплект стоит 6 740 тенге, а зимний – 17 715. К концу 2009 года мы полностью завершим процесс перехода на новую полевую форму одежды. Обувь к полевому обмундированию также существенно отличается от предыдущей как по качеству так и по дизайну. Военнослужащие ВС РК в течение 2008 года в новой полевой форме уже неоднократно участвовали на совместных международных учениях, и руководство стран ОДКБ заинтересовалось новой казахстанской камуфляжной формой.

Об обеспечении жильём и деятельности жилищных комиссий

С 2007 года министр обороны сосредоточил усилия на создании достойной инфраструктуры в отдаленных гарнизонах. И такой подход доказал свою жизнеспособность. Так, если в прежние годы даже рассматривался вопрос о ликвидации воинских частей в Гвардейском гарнизоне, аналогично Актогайскому и Георгиевскому, сегодня служить в этом гарнизоне престижно. Так в 2007 году проведено заселение 1 398 квартир общей площадью 62 684 кв.м, в том числе в пгт Гвардейский – 600 квартир, Приозерске – 136 квартир, в Аягозе – 235 квартир. В 2008 году военнослужащим выделено более 455 квартир.

В декабре 2008 года глава военного ведомства Даниал Кенжетаевич Ахметов утвердил новый состав жилищной комиссии Министерства обороны. Эту комиссию было поручено возглавить мне. Приступив к работе, мы установили, что отсутствовало Положение о жилищных комиссиях, то есть деятельность жилищных комиссий не была строго регламентирована. Действующая инструкция «О порядке учета и обеспечения жилищем служебным или приравненным к служебному жилью» устарела и фактически не применялась. Региональные командования не всегда контролируют в зоне своей ответственности деятельность жилищных комиссий и принимаемые ими решения. Отсутствует гласность и прозрачность в деятельности жилищных комиссий. Военнослужащие и гражданский персонал ВС РК, как правило, не имеют доступа к спискам очередности и не информируются о принятых решениях. Так, например, даже в списках очередников в центральном аппарате МО РК имелись многочисленные нарушения. Более трети военнослужащих не имели подтверждающих документов на получение служебного жилья в Астане, имелись случаи необоснованного включения в очередь лиц, потерявших связь с армией или переведенных в другие гарнизоны. Не было разграничения жилого фонда при предоставлении жилья действующим военнослужащим и военнослужащим, подлежащим обеспечению жильем по решениям судов, а также рабочим и служащим ВС РК. Не разработан порядок перевода служебного жилья в категорию жилья, приравненного к служебному. Также в настоящее время требуют решения вопросы приватизации жилья военнослужащими, достигшими выслуги 20 лет и более в календарном исчислении, получившими квартиры в открытых гарнизонах, городах и населенных пунктах Республики Казахстан, в том числе и передислоцированными в Астану. Есть много вопросов и по обеспечению жильем военнослужащих, которые ранее уже были обеспечены им из государственного жилого фонда. В соответствии с чем в адрес министра обороны был направлен план работы по решению имеющихся проблем. Министр обороны подержал наши предложения и поставил задачи: в рамках Плана трансформации ВС РК разработать Программу обеспечения жильем военнослужащих ВС РК на период 2009 – 2011 гг., в которой предусмотреть: создание фонда служебного жилья в местах дислокации воинских частей и учреждений ВС РК без права его отчуждения в частную собственность. Создание фонда для обеспечения жильем различных категорий военнослужащих, получивших право на его бесплатную приватизацию или выкуп по остаточной стоимости. Определить порядок и график выделения жилья пенсионерам МО РК, проживающим в закрытых и обособленных военных городках. График работы с государственными органами РК по дальнейшему продвижению механизма обеспечения жильем военнослужащих через накопительно-ипотечную систему. Разработать и утвердить установленным порядком: «Положение о жилищных комиссиях в Вооруженных силах Республики Казахстан» и «Инструкцию о порядке учета и обеспечения жилищем служебным или приравненным к служебному в Вооруженных силах Республики Казахстан». Проверить достоверность данных, представленных военнослужащими на получение жилья. Списки военнослужащих, состоящих в очереди на получение жилья и нуждающихся в улучшении жилищных условий в обязательном порядке, разместить не только на досках документаций в структурных подразделениях МО РК и государственных учреждениях ВС РК, но и на веб-сайте МО РК. Департаментам по делам обороны областей, городов Алматы и Астаны проводить работу с местными исполнительными органами (по согласованию) о включении офицеров, прапорщиков и военнослужащих по контракту в списки очередности на выделение жилища из государственного жилищного фонда по избранному ими месту жительства. В установленном порядке направить в Министерство юстиции и Генеральную прокуратуру Республики Казахстан запросы в отношении порядка постановки в очередь для обеспечения жильем из фонда городских акиматов по месту проживания военнослужащих, увольняемых в запас, а также обеспечения жильем гражданского персонала Вооруженных сил Республики Казахстан. В ближайшее время мы проведем проверку исполнения ранее отданных указаний по организации работы жилищных комиссий на местах, объективность списков на получение служебного жилья. Кроме того, большой объем работы предстоит выполнить по рассмотрению накопившихся документов на приватизацию жилья. Здесь очень много проблем, которые необходимо решать комплексно, и, по всей видимости, во взаимодействии с правоохранительными органами. Жилищная комиссия МО строит свою работу в строгом соответствии с законодательством и гласно. Все протоколы в обязательном порядке согласуются с представителями военной прокуратуры. На заседания приглашаются не только руководители структурных подразделений Министерства обороны, но и представители общественных организаций и средств массовой информации...