Династия Кадырсизовых – четыре века на стальных магистралях Казахстана
Общий трудовой стаж одной из самых многочисленных в Казахстане династий железнодорожников – Кадырсизовых превысил 400 лет. Сейчас в Жамбылском отделении АО «НК «Казахстан темир жолы» трудятся внуки и правнуки её основателя Есебая Кадырсизова. 13 членов династии – представители четырёх поколений. В КТЖ трудятся трое, ещё трое – уже пенсионеры. Корреспондент «Мегаполиса» побывал в гостях у внуков основателя трудовой династии Кадырсизовых, чтобы узнать её историю и феномен такой любви и преданности этой трудной, ответственной, но почётной профессии – железнодорожник.
Основателем династии является родившийся в конце XIX века Есебай Кадырсизович Кадырсизов. Сын родоначальника трудовой династии Айтан Есебаевич, его дети, внуки, снохи и зятья продолжили семейные традиции: старший сын Анатолий Айтанович с супругой Айжамал Сапаргалиевной, дочери Гульжан Айтановна и Раиса Айтановна с мужем Жунусом Ибраевичем, средний сын Рыскан Айтанович и супруга младшего сына Марата – Нина Николаевна работали и до сих пор работают железнодорожниками. В четвёртом поколении династию продолжили дети Анатолия Айтановича и Айжамал Сапаргалиевны: Галель, Айгуль, Тимур и сноха Орынтай – супруга Галеля.
Есебай Кадырсизович появился на свет на востоке Казахстана в 1891 году. До Великой Отечественной войны в 15 лет пошёл работать на железную дорогу: с 1930 года он был кондуктором грузовых поездов. Затем призвался на фронт, откуда так и не вернулся. Весной 1945 года домой с фронта пришло письмо от однополчанина Есебая Кадырсизовича, в котором тот подробно рассказал, как он погиб. Официальная «похоронка» в семью Есебая Кадырсизовича так и не пришла. Его внучка Гульжан Айтановна рассказала, что её отец Айтан Есебаевич до самой своей кончины так и не поверил в гибель отца, всё время надеялся, что он жив.
ВСЁ ДЛЯ ФРОНТА! ВСЁ ДЛЯ ПОБЕДЫ!
Айтан Есебаевич родился в 1927 году. Будучи 14-летним подростком, в 1941 году уже заменял взрослых мужчин: хотя железнодорожники и имели «бронь» – их не призывали на фронт, – многие из них всё же оставляли свои мирные места на «железке» и уходили на войну. Вместо них приходили женщины и подростки. Свой трудовой путь Айтан Есебаевич начал в городе Рубцовске Алтайского края России, неподалёку от Семея, откуда тянутся корни Кадырсизовых.
Династия Кадырсизовых |
– Сначала, в начале войны, папа работал в пимокатном цехе. В те годы на железной дороге не хватало кадров, и, когда был призыв на железную дорогу, мой папа пошёл туда, – рассказывает Гульжан Айтановна. – Подростком он работал слесарем-пролазчиком. Это очень тяжёлая работа: накаточный башмак, так называемую «лягушку», весом более 40 кг вдвоём с напарником они таскали на плечах. По его рассказам, в те голодные и холодные годы они постоянно недоедали, дома практически не жили – ночевали на работе: поспят 6-7 часов и опять подъём, проверять составы. Так молодой Айтан и попал на железную дорогу, на которой и проработал до самой пенсии.
Поэтому самой главной и дорогой из множества наград отца значится медаль «Победа над Германией в тылу врага», вручённая Айтану Есебаевичу как ветерану трудового фронта.
«ЖИЗНЬ ИЛИ … СЕРДЦЕ И РУКА?»
Письмо вместо похоронки |
Со своей будущей супругой Магизой Дюсековной Айтан Есебаевич познакомился на той же станции Рубцовка. В 20-х годах прошлого столетия Магиза Дюсековна с родителями и девятью родными и четырнадцатью двоюродными братьями и сёстрами были сосланы в Хабаровский край из-за того, что их родители были зажиточными. До пункта назначения из 24 детей живыми добрались только трое: маленькая Магиза со своими двумя братьями и матерью, остальные от голода погибли ещё в пути. После войны, когда сосланным разрешили выезжать из мест ссылки, мать Магизы Дюсековны с тремя детьми поехала на свою историческую родину – в Карагандинскую область. По пути домой Магиза Дюсековна и встретила своего будущего мужа – Айтана Есебаевича и осталась с ним. Эту историю Гульжан Айтановна услышала от матери.
– Мама вышла на станции Рубцовка, и её заметил красивый молодой человек, мой папа. Мама у нас такая жгучая красавица была, очень красивая женщина. Она шутя рассказывала, что папа, будто бы подставив к её горлу нож, сказал: «Жизнь или … рука и сердце?» – рассказывает Гульжан Айтановна. – Хотя мама и была старше папы на 5 лет – отец 1927 года рождения, а мама – 1922, он всё равно женился на ней. Регистрация брака была в Алейске, и там в 1947 году родился их первый сын – наш самый старший брат Анатолий.
Остальные дети – 2 сына и 2 дочери родились в городе Аягузе тогда ещё Семипалатинской области, куда Айтана Есебаевича перевели по работе. В 1949 году у молодых родителей родилась дочь Раиса, ещё через два года – сын Рыскан, в 1954 году на свет появился младший сын Марат и в 1957 году самая младшая дочь Гульжан.
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК – ПРИМЕР И ИДЕАЛ
К тому времени Айтан Есебаевич, отучившись в Алматинском железнодорожном техникуме, поступил в Московский институт инженеров транспорта, который тоже успешно закончил. География проживания семьи Кадырсизовых обширна. Партийца Айтана Есебаевича по работе бросали на трудные участки: станция Актогай, там он возглавлял вагонное хозяйство, потом его направили на строительство станции Дружба на границе с Китаем. Пожили они в Отаре, Балхаше, Жанатасе и Каратау. Последним местом работы Айтана Кадырсизова стал нынешний Тараз, где с 1972 года и до сих пор и проживают его многочисленные дети, внуки и правнуки.
Гульжан Айтановна |
– Я считаю, что любовь к железной дороге нам привил наш папа. Он был у руководства на хорошем счету, всегда был инициативным, напористым. Вообще работа на железной дороге подразумевает высокое чувство ответственности. Он был именно таким. В 50-е годы он работал на строительстве станции Дружба, потом главным инженером по строительству железной дороги Тараз – Жанатас. Был награждён знаком «Отличный вагонник», медалью «За доблестный труд», множеством юбилейных, – рассказывает Гульжан Айтановна. – У нас дома постоянно говорили о железной дороге, атмосфера была такая. Он гордился тем, что работает там. И для нас работать на железной дороге считалось престижным, и дело далеко не в том, что там был неплохой заработок. А ещё, я считаю, что и мамина заслугу в этом есть: она создала вокруг папы ореол славы и очень уважала его. Пусть даже он бывал в чём-то не прав, но она всегда старалась делать его таким идеалом, что для нас он был примером и образцом во всём. Преподносила нам его личность так, что мы все смотрели снизу вверх, а потом мы все… пошли учиться в железнодорожные техникумы и вузы, а затем и работать.
В общей сложности Айтан Есебаевич проработал на железной дороге 57 лет. В 1991 году его не стало. Магиза Дюсековна скончалась в 2012 году в возрасте 90 лет.
ОДНА НА ВСЮ СЕМЬЮ ПРОФЕССИЯ
Старший внук основателя династии Анатолий Айтанович после окончания Алматинского техникума по распределению попал в Актюбинск. Там и встретил свою будущую супругу Айжамал Сапаргалиеву. После окончания срока обязательной «отработки» после получения диплома они уже вдвоём вернулись в Джамбул. Анатолий Айтанович проработал на станции Жамбыл вагонником – осмотрщиком-ремонтником вагонов, затем слесарем автоконтрольного пункта вагонного депо – места, где проводят ремонт узлов и деталей сцепного устройства подвижного состава. Общий трудовой стаж составил 25 лет. И Айжамал Сапаргалиевна внесла свой трудовой стаж в общую копилку династии. Около 40 лет она проработала слесарем КИПа связи в ШЧ, так называемой шнуровой части – подразделении сигнализации и связи. На первый взгляд работа Айжамал Сапаргалиевны была несложной. Но если средства связи и автоматической сигнализации: светофоры, сигналы, переключатели – не сработают как надо, аварий, возможно, и с человеческими жертвами или повреждённым грузом не избежать. Из ШЧ она и вышла на пенсию. В 1997 году она осталась вдовой. Все трое их детей: 2 сына и дочь тоже пошли по стопам отца и матери.
– Старший сын Галель 15 лет проработал слесарем в вагонном депо, дочь Айгуль – 18 лет в справочной Таразского вокзала, а младший Тимур за 8 лет успел поработать и составителем поездов, и в ШЧ со мной. Правда, сейчас приёмщиком поездов работает только моя старшая сноха Орынтай – супруга Галеля, – рассказывает Айжамал Сапаргалиевна.
По словам Айжамал Сапаргалиевны, заработок, дисциплина, ответственность и собранность, «подаренные» железной дорогой, помогли ей уже без супруга воспитать и поставить на ноги троих детей.
МУЖ + ЖЕНА = 88 ЛЕТ НА «ЖЕЛЕЗКЕ»
Старшая дочь Айтана Есебаевича – Раиса Айтановна и её муж Жунус Куттумбетов уже на пенсии. Их общий стаж в системе железных дорог – 88 лет. Раиса Айтановна занимала должность товарного кассира технического пункта обработки документации. Работа была очень ответственная: от неё зависели учёт сборов денег за перевозки грузов, а это – поступления в бюджет. Как после окончания техникума Раиса Айтановна пришла на железную дорогу, так и ушла с неё на пенсию. А Жунус Ибраевич проработал в локомотивном ремонтном депо от слесаря до мастера цеха. Родные рассказывают о его трудолюбии.
– Он так был привязан к железной дороге, что мог после ночной смены выйти опять в ночь, если нужен был на работе – не брал отпуска. У него тоже своего рода династия: брат и племянники в данный момент работают на железной дороге. Получал только благодарности и награды. Помню, ему как-то подарили часы с подписью министра путей сообщения СССР, – рассказывает Гульжан Айтановна.
Второй сын Айтана Есебаевича Рыскан работал электромехаником по специальным видам связи. По словам Гульжан Айтановны, практически ни разу не отказал телеграфный аппарат, который «прошёл» через его руки, не было такого, что нужная телеграмма не была доставлена по причине неисправности аппарата. Этой ответственной работе он посвятил 34 года своей жизни. Рыскана Айтановича не стало в 2008 году…
ДОРОГА – ЖЕЛЕЗНАЯ, А ЛЮДИ – ЗОЛОТЫЕ
Самый младший из сыновей Айтана Есебаевича Марат проработал на железной дороге всего 3 года. Он перешёл на работу в другую структуру, однако его супруга Нина Николаевна Кадырсизова и по сей день трудится в Жамбылском отделении КТЖ. Мечту мамы Нины Николаевны стать железнодорожницей воплотила её дочь. Уроженка села Ломоносовка Кокчетавской области (ныне Акмолинской) 18-летняя Нина поехала в поступать в Алматинский институт инженеров железнодорожного транспорта (бывш. АлИИТ). Там она и познакомилась со своим будущим мужем. В один год закончив вуз, молодожёны приехали в Джамбул к родителям Марата, где и живут по сей день.
– Я пришла в казахскую семью, но не скажу, что были какие-то препятствия в этом. Приняли меня родные мужа очень хорошо, здесь я себя ущемлённой не чувствовала ни в плане языка, ни в обрядах, я приняла их сторону, они мою. И я их всех люблю, и они меня. Так мы прожили на сегодняшний день 33 года, – рассказывает Нина Николаевна. – А начинала я дежурным по парку, потом меня назначили инженером по организации труда, где я отработала 17 лет. Потом 10 лет трудилась в отделе кадров. И вот уже последние 10 лет я работаю инженером по безопасности. 33 года здесь, не считая учёбы и подготовительных курсов. Работа хоть и трудная, но почётная. Я очень довольна, что попала на железную дорогу. Здесь, как говорится, «дорога-то – железная, а люди – золотые». Вот так мне повезло: и с работой, и с семьёй, и с детьми.
Нина Николаевна – обладатель многих поощрений. А год назад ей вручили знак «Лучший по профессии на железнодорожном транспорте». Уже в этом году она собирается выйти на пенсию.
У НАС РАБОТАТЬ «ПАЛЬЦЫ ВЕЕРОМ» НЕ ПОЛУЧИТСЯ, НУЖНО СОБРАТЬ ИХ В КУЛАК
Самая младшая внучка дедушки Есебая – Гульжан Айтановна трудится начальником спецотдела. На её форменной одежде две нарукавные полоски и три звезды на погонах, что по-военному приравнивается к званию полковника. Окончив вуз, Гульжан Айтановна начала с должности оператора отдела перевозок. Это работа в диспетчерском аппарате – мозге железной дороги. Именно там рассчитываются интервалы и очерёдность для безопасного движения и пропуска поезда по участку. Следующая должность дежурного помощника по областному отделению, на которой Гульжан Кадырсизова проработала 3 года, подразумевала сбор и учёт информации по работе с грузами: сколько было погружено и выгружено. Затем работа в отделе движения, потом инженером по охране труда, где она проработала 5 лет.
– Потом меня пригласили работать поездным диспетчером. Попасть туда – это честь! Эта очень ответственная работа заключалась в том, чтобы обеспечить безопасность, знать, кто открывает сигналы, как движется поезд по участку, как останавливается на станциях, – рассказывает Гульжан Кадырсизова. –В то время за 24 часа у нас бывало около 78 пар поездов: 78 – в одну сторону и столько же – в другую. И всем им нужно было обеспечить пропуск и безопасность движения. И мы обеспечивали. Потом я работала заместителем начальника оперативного отдела по спецперевозкам. После этого меня пригласили в спецотдел, который я вот уже 28 лет и возглавляю. Тут мы занимаемся не только специальными воинскими перевозками, в моём ведении ещё и ГО, и ЧС, вопросы антитеррористической деятельности. Работа очень ответственная и сложная. Если не выложишься на работе на все 100, можешь допустить какой-нибудь брак, а это может привести к каким-либо последствиям.
КОНЯ НА СКАКУ ОСТАНОВИТ…
Айтан Есебаевич |
Хотя дети Анатолия Айтановича и Айжамал Сапаргалиевны уже и не работают, они до сих пор с гордостью и радостью говорят о своих годах, проведённых на железной дороге. А старший из сыновей – Галель и вовсе обязан «железке» до конца своей жизни. Ведь именно здесь он и встретил свою невесту, а теперь супругу и мать своих двоих детей Орынтай. Она одна, кто из семьи Анатолия Айтановича до сих пор работает в подразделениях «Казахстан темир жолы». Орынтай – приёмщик поездов пункта коммерческого осмотра. Все товарногрузовые поезда, проходящие через станцию Жамбыл, подлежат её осмотру на наличие и сохранность печатей и пломб на дверях, решётках, люках цистерн и вентилях, предназначенных для сыпучих грузов вагонов:
– Мы должны проверить весь состав от начала до конца, даже залезть на крышу вагона-цистерны, чтобы убедиться в целостности пломбы верхнего люка. У нас были работницы, которые в 58 лет отсюда уходили на пенсию. Вот такие у нас бабушки, им уже за 50, а они на вагоны взбираются, – рассказывает Орынтай. –Днище некоторых вагонов деревянное, поэтому, чтобы предотвратить кражу груза, мы заглядываем и под вагон – проверяем нижнюю часть. Ответственность большая. Работаем, естественно, в любое время года и суток, при любой погоде.
Кстати, родители Орынтай – пенсионеры КТЖ, а сестра и сейчас трудится приёмосдатчиком на станции Жамбыл.
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ЖЕЛЕЗНЫХ ВОРОТ ТАРАЗА
Единственная дочь Анатолия Айтановича и Айжамал Сапаргалиевны Айгуль, оказывается, была просто влюблена в свою работу. Красивая женщина с поставленным приятным голосом 17 лет проработала диктором-диспетчером справочного бюро вокзала областного центра. Это её меццо-сопрано на протяжении многих лет звучало для жамбылцев и гостей Тараза, когда она на весь вокзал объявляла необходимую справочную информацию.
– Эта работа мне очень-очень нравилась, была по душе. Это общение с людьми, они уезжают–приезжают. Это же интересно и приятно, например, из Казахстана отправить человека, куда ему надо, а он потом вернётся и скажет тебе простое человеческое спасибо. Это вообще классно. Даже сейчас, когда иду по городу или в автобусе еду – меня до сих пор узнают, – рассказывает Айгуль. – Я не возражала бы, если бы моя дочь пошла туда работать. Да и я была бы не прочь вернуться, но не знаю… уже поздно, наверное.
Представители пятого поколения Кадырсизовых ещё совсем малы, они учатся в школах и ходят в детсады. Но, по словам Гульжан Айтановны, если и они захотят продолжить семейные трудовые традиции, запрещать, конечно же, не станут.
Р. S. В Восточно-Казахстанской области, на земле предков Кадырсизовых, брат Есебая Кыдырсизовича тоже является основоположником, но уже своей династии железнодорожников – Ибраевых. Общий стаж потомков прадеда Кадырсиза – работников-железнодорожников всех вполне может составить целое тысячелетие.