Прямой эфир Новости спорта

"Казахтелеком" обвинил своих акционеров в использовании инсайдерской информации. Что это значит?

Миноритарные акционеры телеком-оператора опасаются, что менеджмент компании может поменять методики расчёта, чтобы снизить выплаты по акциям.

На фоне отменённого тендера на разработку стратегии за 700 млн тенге вокруг национального оператора "Казахтелеком" продолжает разворачиваться ещё одна история. Касается она группы миноритарных акционеров компании и их попытки потребовать выкупа своих акций из-за сделки с Kcell.

В начале января председатель совета директоров Казахстанского фонда прямых инвестиций Falconry Capital Бахт Ниязов написал на своей странице в Facebook, что миноритарным акционерам после их требования выкупить акции стали поступать звонки из Службы экономических расследований департамента госдоходов Алматы.

"Казахтелеком" подал заявление в СЭР, где было начато дело в связи с возможным использованием инсайдерской информации. Сейчас оно уже прекращено, но деньги за ценные бумаги миноритарии так и не получили. Informburo.kz попытался разобраться в происходящем.

Самые защищённые миноритарии в мире

Миноритарные акционеры или, как их называют сокращённо, миноритарии – это владельцы неконтролирующего пакета акций публичных компаний, таких как, например, "Казахтелеком".

В Казахстане по Закону "Об акционерных обществах" миноритариями считают тех, кто владеет менее чем 10% голосующих акций. В международном рейтинге Всемирного банка Doing Business, который оценивает лёгкость ведения бизнеса в 190 странах мира, по индикатору "Защита миноритарных инвесторов" Казахстан занимает первое место.

Читайте также:
"Казахтелеком" объявил тендер на разработку стратегии за 700 млн тенге. Что не так?

Первое публичное размещение ценных бумаг "Казахтелекома" для населения провели в конце 2006 года. Тогда через подписку на "Казпочте" и на Казахстанской фондовой бирже планировали реализовать 4,6% простых акций.

К 1 декабря 2018 года более 52% простых акций находится у фонда национального благосостояния "Самрук-Казына", ещё 24,95% – у Skyline Investment Company S.A. из Люксембурга. Оставшиеся 9,35% находятся у номинального держателя – в Центральном депозитарии ценных бумаг. Владельцы именно этих акций – физические и юридические лица – и являются миноритариями.

Акционеры могут продавать принадлежащие им акции как на рынке, так и в определённых случаях – самому акционерному обществу. По уставу "Казахтелекома", компания может выкупить ценные бумаги у их держателей: например, для перераспределения акций или уменьшения выплат дивидендов.

Выкуп могут затребовать и сами акционеры, но здесь действуют конкретные условия. Например, такое может произойти при несогласии акционера с реорганизацией общества или делистингом акций (их исключением из перечня ценных бумаг какой-либо биржи), против которого сам акционер голосовал на собрании акционеров. Выкупа можно потребовать и при несогласии с "крупной сделкой общества".

Дело прекращено за отсутствием состава правонарушения

Как раз этой возможностью решила воспользоваться часть миноритариев "Казахтелекома" после объявления 12 декабря 2018-го о том, что "Казахтелеком" покупает мобильного оператора Kcell. Эта сделка как раз относится к числу "крупных". Акционеры, в соответствии с уставом, в течение 30 дней от этой даты подали заявления на выкуп. В течение 30 дней с момента получения заявлений компания должна была по принятой методике рассчитать стоимость ценных бумаг и провести выплаты.

В числе этих миноритариев – фонд Falconry Capital, который владеет 0,19% от общего числа размещённых акций, и несколько физических лиц, владеющих разными по объёму пакетами. В общей сумме речь идёт как минимум о нескольких сотнях тысяч долларов, если "Казахтелеком" будет выкупать их акции.


Фото informburo.kz


Однако вместо этого миноритарии получили звонки из Службы экономических расследований ДГД Алматы. 29 января инвестфонд Falconry Capital в рассылке для средств массовой информации сообщил, что "Казахтелеком" инициировал возбуждение дела в СЭР в отношении миноритариев.

"По истечении срока "Казахтелеком" не только не выполнил свои обязательства по выкупу акций, но и инициировал возбуждение уголовного дела в Службе экономических расследований при ДГД Алматы в отношении миноритарных акционеров. Уголовное дело было возбуждено по статье 230 УК РК об использовании инсайдерской информации при совершении сделок с ценными бумагами", – говорится в рассылке.

Дело открыли ещё в первой половине января, и в процессе, писал Бахт Ниязов в Facebook, оно было переквалифицировано на "мошенничество". А после огласки в СМИ, по словам миноритарного акционера Дауда Местоева, которые приводятся в рассылке, "было прекращено так же внезапно, как и открыто". Однако после этого "Казахтелеком" подал жалобу по факту прекращения дела департаментом госдоходов. Впрочем, по нашей информации, часть миноритариев в итоге отозвала свои заявления на выкуп.

Редакция Informburo.kz направила в алматинский ДГД официальный запрос по этой теме. В департаменте подтвердили, что "Казахтелеком" подавал заявление в отношении держателей ценных бумаг по факту использования инсайдерской информации.

"По этому факту осуществлялось досудебное расследование по признакам уголовного правонарушения, предусмотренного статьёй 24, часть 3, статьёй 190, часть 4, пункт 2, Уголовного кодекса РК, то есть покушение на совершение мошенничества в особо крупном размере путём использования инсайдерской информации "Казахтелекома" при совершении сделок с ценными бумагами", – сообщили в ДГД.

Однако по результатам расследования было принято решение прекратить досудебное расследование за отсутствием состава правонарушения. Материалы уголовного дела направили в прокуратуру Алматы для проверки законности принятого решения.

Также редакция обратилась с запросом в "Казахтелеком". В службе по связям с общественностью компании в ответ сообщили, что информация касательно ситуации с миноритариями "не подлежит раскрытию". И напомнили, что "информация, не раскрываемая публично и составляющая коммерческую тайну, охраняется законодательством Республики Казахстан".

Исполнительный директор Казахстанской ассоциации независимых директоров Ерлан Бейсембинов в комментарии Informburo.kz отметил, что на основе опубликованной в социальных сетях информации можно судить о нарушении прав группы миноритариев.

"Если взять за основу информацию, которая открыто содержится в социальной сети Facebook (посты и пояснения миноритарного акционера и ответы компании. – Авт.), то можно констатировать наличие факта ущемления прав миноритарного акционера и факта нарушения норм Закона "Об акционерных обществах" со стороны компании", – сказал Бейсембинов.


Фото informburo.kz


По его словам, компания обязана была выкупить акции у акционера, если последний этого потребовал.

"Нельзя отрицать, что информация в социальных сетях могла быть представлена в узком русле, только с одной стороны. Для полной оценки ситуации нужно провести всестороннюю правовую экспертизу документов компании, постановлений департамента госдоходов и всей официальной переписки. Но если брать во внимание только нормы Закона "Об акционерных обществах", то компания была обязана в течение 30 дней со дня получения обращения выкупить акции у акционера по действующей на дату подачи заявления методике выкупа. В любом случае, последнее слово будет за судом, где обе стороны должны будут доказывать свою правоту. Может быть, в суде всплывут новые интересные факты. Со своей стороны ассоциация независимых директоров готова выступить в качестве независимого эксперта по этому вопросу", – добавил Ерлан Бейсембинов.

Может ли миноритарий быть инсайдером?

Также собеседник Informburo.kz пояснил, что не видит в действиях акционеров "Казахтелекома" признаков использования инсайдерской информации.

"Законодательство о рынке ценных бумаг содержит перечень информации и источников, которые не признаются инсайдерской информацией, а также раскрывает перечень лиц, которые являются инсайдерами. Информация и аналитика по планируемой сделке упорно обсуждалась в интернете весь последний год. А если ещё и внимательно посмотреть в законе на перечень инсайдеров, то вы там не увидите миноритарных акционеров", – отметил Бейсембинов.

Что именно в "Казахтелекоме" посчитали инсайдерской информацией при подаче заявления в СЭР, неизвестно. В Законе "О рынке ценных бумаг" описано понятие "инсайдерская информация". Это достоверная информация о ценных бумагах и выпустившей их компании, которая составляет коммерческую тайну. Также сюда относится любая другая информация, которая неизвестна третьим лицам и раскрытие которой может повлиять на стоимость ценных бумаг и работу компании.

С другой стороны, в статье 56-1 этого же закона определено, что к инсайдерской информации не относится. Это, например, информация из СМИ или информация, подготовленная на основе общедоступных сведений.

Читайте также: С какими сложностями столкнётся "Казахтелеком" после покупки Kcell

Основой для решения миноритариев о требовании выкупа акций стала, как было написано выше, покупка Kcell. В течение 2018 года в СМИ и интернет-пространстве в целом неоднократно появлялась информация как о самой сделке, так и о её потенциальном влиянии на финансовое состояние "Казахтелекома".


Фото с сайта almaty.megacenter.kz


Например, инвестиционный банк Halyk Finance ещё в августе 2018-го выпустил обзор предстоящих сделок национального телеком-оператора по покупке Kcell и доли в совместном предприятии Tele2-Altel. Там говорилось, что "Казахтелекому", возможно, пришлось бы привлечь 182,87 млрд и 143,54 млрд тенге для первой и второй сделок, соответственно.

После объявления о покупке Kcell на сайте Halyk Finance появилась информация, что при выкупе доли в СП Tele2-Altel и возможном привлечении средств для этого "консолидированный долг "Казахтелекома" превысит 400 млрд тенге".

Локальные инвесторы толерантны и инертны

Тем временем акции "Казахтелекома" за прошедшую неделю – с 21 по 25 января – снизились в цене сразу на 16,5%. Такие данные приводит в своём недельном обзоре инвестиционная компания Freedom Finance. Судя по дневным обзорам за 30 и 31 января, тренд сохранился.

При этом с января по июль 2018 года акции телеком-оператора показывали заметный рост – сразу на 65%, пока Министерство нацэкономики решало судьбу сделки с Kcell. Что интересно, акции самого мобильного оператора тогда в цене падали – более чем на 10%.

Могла ли ситуация с миноритариями, которая перешла в публичное пространство и освещавшаяся даже в Bloomberg, повлиять на стоимость ценных бумаг? Эксперт инвестиционной компании Exante Дмитрий Сочин считает, что сами по себе новости об этом не могли оказать влияния на рынок.

"Иностранные игроки в подавляющем большинстве уже давно покинули казахстанские ценные бумаги и наблюдают за ситуацией со стороны. В то же время локальные инвесторы достаточно толерантны и инертны именно к таким корпоративным событиям. Для них ситуация ровным счётом ничего не меняет, и настоящей распродажи не было, как это бывает с западными компаниями при возникновении аналогичных событий", – говорит эксперт.

Сочин отмечает, что перед этим падением в конце 2018 года был рост такого же сугубо спекулятивного характера.

"Уверенно можно сказать, что пока через призму общепринятых индикаторов казахстанские истории рассматривать не стоит. Здесь остаются важными фундаментальная составляющая и регуляторная. К примеру, более явная связь рынка прослеживается с левериджем (соотношение заёмного капитала и собственного капитала компании. – Авт.) профессиональных участников. С ростом их левериджа в последние три года наблюдалось и ралли в казахстанских акциях", – добавляет Дмитрий Сочин.

В ожидании собрания акционеров

Между тем ещё 4 января "Казахтелеком" сообщил на сайте биржи KASE, что 11 февраля состоится внеочередное общее собрание акционеров. На повестке дня вопрос об утверждении изменений в методику определения стоимости акций компании при их выкупе самой компанией. Под это подпадают и случаи, когда выкупа требуют акционеры.

"Мы предполагаем, что менеджмент через изменение методики может снизить выкупную стоимость акций и тем самым причинить материальный ущерб миноритариям в виде снижения стоимости выкупа, которая предусмотрена действующей сейчас методикой определения стоимости акций", – говорит директор департамента управления активами Falconry Capital Анес Калдыбаев.

Сейчас миноритарии объединили усилия и уже направили письма в Национальный банк, фонд "Самрук-Казына" и на КASE.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров