НДС – самый сложный из всех налогов. Он был придуман французами в 50-х годах с целью пополнить бюджет страны. Сейчас этот налог внедрён в 30-40 странах мира. В Казахстане этот оброк впервые ввели в 90-х годах с целью пополнения бюджета. Как работает НДС? Если, например, хозяин магазина купил булку хлеба за 100 тенге, а продал её за 150 тенге, то он платит НДС не со 150 тенге, а с 50 тенге, то есть с чистого навара.
В течение последних 20 лет этот налог претерпевал постоянные и непрерывные изменения в законодательстве. Неудивительно, ведь порядка 80-90% споров между налогоплательщиками и налоговыми органами связаны именно с вопросами исчисления НДС. И если вы думаете, что причина споров в том, что крупные компании хотят уйти от уплаты этого налога, то это не так. Просто никто до сих пор не может понять, как правильно применять этот самый НДС.
НДС порождает лжепредпринимательство. Миллиарды тенге обналичивают за счёт выписки фиктивных счетов- фактур.
Самая больная проблема - это возврат НДС. Возьмите, к примеру, недропользователей. Что они делают? Покупают услуги либо товар у отечественных производителей, а те, в свою очередь, поставляют им оборудование, в цене которого уже заложен НДС. И если, скажем, им оказали строительные услуги на 100 миллионов тенге, а НДС составляет 12 миллионов, недропользователи обязаны заплатить поставщику 112 миллионов тенге. Но потом, когда эти недропользователи начинают поставлять своё сырьё за пределы страны, им эти 12 миллионов возвращает государство. И вот как раз суммы возвратов НДС - самый сложный вопрос. Это, кстати, породило множество уголовных дел.
Вот вам наглядный пример. В 2012 году прокуратура Восточно-Казахстанской области выявила и пресекла преступную деятельность ряда предприятий, экспортировавших рыбу и рыбную продукцию объёмом 22,2 тыс тонн, добытую браконьерским способом на водоёмах Зайсан-Иртышского бассейна. В результате незаконных действий указанными предприятиями государству был причинён ущерб более чем на 11 млрд тенге. Из которых 947,8 млн тенге похищены из государственного бюджета путём мошенничества в виде незаконного возврата НДС, облагаемого по нулевой ставке.
Тогда очень многие люди лишились работы. И во всём был виноват налог на добавочную стоимость. Он порождает лжепредпринимательство. Миллиарды тенге обналичиваются за счёт выписки фиктивных счетов-фактур. Президенту, видимо, доложили об этом. И именно поэтому от Главы государства поступило предложение заменить НДС налогом с продаж.
По моим прогнозам, ставка налога с продаж будет примерно 7-8%.
Этот вид налога работает достаточно просто. Суть такая: в какую-либо услугу или товар при продаже уже закладывается сумма налога. В конечном итоге этот налог ложится на потребителя. Насколько это ударит по покупателю, зависит от ставки этого налога. В мире эта цифра колеблется от 5 до 25%. По моим прогнозам, ставка налога с продаж будет примерно 7-8%. При этом надо понимать, что мы планируем бюджет на 5-10 лет вперёд, и денежные средства на строительство школ, дорог, больниц уже в него заложены. Поэтому в бюджет не может поступить денег меньше, чем поступило бы от НДС. Я думаю, что налог с продаж принесёт бюджету даже больше денег.
Есть ещё один нюанс. НДС облагались крупные компании, чей товарооборот превышал 60 млн тенге. Налог с продаж будут выплачивать все предприниматели, вплоть до сапожников.
Даже Президент признаёт, что у нас споры не всегда решаются в судебном, законном порядке.
Что мы получим в результате замены НДС на налог по продажам? Прозрачность и упрощённость налога. Станет меньше коррупции. Почему? Как я уже говорил, сложный налог порождает споры. И если Глава государства говорит о том, что судьи, возможно, нечестные, а он именно так и сказал, то я полагаю, что споры могут тоже нечестно решаться. Поэтому чем меньше споров, тем меньше вариантов их нечестного решения.
При налоге с продаж нет вариантов: либо всё чёрное, либо белое. Вот, к примеру, продал товар на миллион тенге, налог с продаж должен быть 50 тысяч тенге. Против арифметики не попрёшь. Я полностью поддерживаю предложение о замене НДС на налог с продаж.