Прямой эфир Новости спорта

Многоточие вместо точки опоры

Фото с сайта 24.kz
Фото с сайта 24.kz
Когда план нации пишут чиновники, есть определённое сомнение, что людям от этого будет польза. Программу "100 шагов" писали номенклатурщики и технократы Правительства, а гражданский сектор и экспертов к её созданию не привлекали. Между тем "100 шагов" названы "Планом нации", значит, здесь априори подразумевается связь между Главой нации, озвучившим этот важный документ, и обществом, которое его поддерживает. Осознав свою недоработку, создатели "шагов" в эти дни активно привлекают представителей неправительственного сектора, которые должны помочь им теперь подобрать и внедрить общественные механизмы реализации плана.

Понятно, что "100 шагов" написаны как руководство к действию для власть предержащих, а как будут задействованы граждане Казахстана, для которых, собственно, и писались эти шаги? Если пройтись по улице и спросить казахстанцев, знают ли они, что представляет собой План нации и какой эффект они ожидают от реализации  "100 шагов", то вряд ли мы услышим чёткие ответы.

Да и откуда гражданам знать то, что пока ещё ясно не представляют себе сами авторы плана – Правительство, Администрация президента, Агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции, Верховный суд и другие структуры?..

Проблемным вопросом является отсутствие в "100 шагах" чётких критериев оценки их исполнения. Хотя такой масштабный проект предполагает их наличие. К примеру, Казахстан стремится войти в тридцатку развитых стран по таким показателям, как качество жизни, уровень образования, медицины, развитие инфраструктуры. Так и в ситуации со "100 шагами" обычные казахстанцы вслед за Правительством должны понимать, каким образом данный план повлияет на жизнь каждого из них.

Одним из лейтмотивов программы названа транспарентность работы госорганов, однако ни в одном пункте шагов не указывается, каким именно образом общество будет мониторить качество его исполнения.

Общественный контроль свели к уровню общественных советов. Однако мы знаем, что подобные объединения в нашей стране обслуживают интересы министерств, акиматов и квазигосударственных структур. Получается, что чиновники сами для себя написали план, назвав его, правда, Планом нации, и сами же собираются мониторить его исполнение.

Так что существующий пока скепсис граждан и экспертов в отношении "100 шагов" оправдан, и его надо преодолевать. Поэтому мы предлагаем альтернативный механизм мониторинга в формате Национальной палаты общественных контролёров. В августе состоится учредительная конференция будущего совета, в президиум войдут авторитетные эксперты, депутаты, известные общественные деятели и обычные граждане с активной жизненной позицией.

В авангарде претворения "100 шагов" в жизнь, на мой взгляд, должны находиться политические партии и сектор НПО.

В конце прошлой недели по инициативе провластной партии "Нур Отан" прошло собрание общенациональной коалиции демократических сил, а также экспертов для обсуждения механизмов реализации "100 шагов". Сам "Нур Отан" уже разработал 50 мер для начального исполнения плана, после них, думаю, остальные партии также предложат свои алгоритмы.

Что касается НПО, то, к сожалению, в основной своей массе они инертны и проявляют активность только при получении госзаказа. Пока они находятся в роли пасынков, которых задействуют лишь в обслуживании отраслевых интересов и интересов исполнительных органов власти.

План нации утверждён, однако это не догма, и вокруг его исполнения должна постоянно проходить дискуссия. Причём не только на экспертных площадках – должно быть всенародное обсуждение. Представителям власти нужно спуститься до уровня КСК, схода жильцов аула, районов, городов и разъяснить, что почувствует каждый из них, если "100 шагов" будут реализованы. Считаю, что этот вопрос принципиально важен, особенно накануне грядущего электорального периода. В скором времени состоятся выборы в Парламент, и политические партии должны взять на вооружение именно этот подход. Таким образом, та партия будет пользоваться большей поддержкой электората, которая сможет ясно донести избирателям, что дадут "100 шагов" жителю конкретного аула, района, города.

На всех региональных уровнях необходимо собирать людей, выслушивать их мнения по реализации Плана нации, а не заниматься очковтирательством по отработке директивы сверху. Как вариант - этим вопросом на аутсорсинге должны заняться те же НПО, имеющие для этого ресурсы и экспертную поддержку.

Необходимо открыть интернет-портал для всенародного краудсорсинга, сбора соответствующих предложений, из которых стоит выбрать наиболее здравые с потенциально высоким эффектом.

Кроме того, необходима конкретная идеология, для того чтобы увязать реализацию всех предшествующих инициатив –  программы "Казахстан - 2030", "Казахстан  -2050", Общество всеобщего труда, 5 институциональных реформ – со "100 шагами". То есть за магией цифр должна быть общая связующая нить, дающая ответ на главный вопрос: к чему мы придём? Также у "100 шагов" должна быть сверхзадача: Казахстан - как современное государство с высоким уровнем жизни, основу общества которого составляет сформированный средний класс, те счастливые люди, которые осуществили казахстанскую мечту. Возьмём, к примеру, набивший оскомину вопрос государственного языка. Почему люди во всем мире учат английский язык? Потому что главное в этом вопросе – личностная мотивация, желание стать успешным и конкурентоспособным. Изучение казахского языка должно быть стимулом к реализации у каждого своей мечты, а в целом ­– общего феномена "Казахстанская мечта". То есть простое желание видеть счастливое будущее своих детей только здесь, в Казахстане. Кстати, сам Президент, говоря об успешности развития страны, всегда отмечает необходимость формирования в Казахстане среднего класса.

Однако будет ли по итогам "100 шагов" сформирована данная страта – в программе не сказано ни слова.

Пока же основная часть казахстанцев продолжает жить по принципу "моя хата с краю". Наши граждане начинают возмущаться плохой экологией, некачественной инфраструктурой, небезопасной средой только тогда, когда эти проблемы касаются лично их. В то время как представителя среднего класса за рубежом эти  и другие вопросы интересуют всегда и традиционно. Вопросы, почему массово гибнут сайгаки или почему жители села Калачи впадают в сон, должны интересовать не только власти, а любого гражданина, если он настоящий патриот. Патриот, как ни пафосно это звучит, своего края, города или даже своей улицы.

Во всём мире средний класс является движущей силой, и именно такой класс должен сформироваться по итогам реализации "100 шагов". В идеале, именно он должен стать точкой опоры для всех реформ в стране, пока же складывается ощущение, что в этом плане стоит многоточие.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров