Прямой эфир Новости спорта

Штрихи к разговору о главном

Фото сайта erkindik.kz
Фото сайта erkindik.kz
В преддверии 75-летия Президента Казахстана вышел фильм "С Назарбаевым о главном". Фильм был создан согласно законам маркетингового искусства, анонсирован по принципу suspense западной теле-киноиндустрии – напряжённого ожидания аудитории, показан в prime time и в целом получился динамичным. Лента осветила ключевые вопросы развития страны как в прошлом, так и в будущем.

Всё прекрасно в сравнении

В разговоре журналиста с Главой государства использовались методы сопоставления данных аналитической журналистики. Основу фильма составил сравнительный анализ – наиболее убедительный для восприятия аудитории. Те или иные акценты в беседе сравнивались хронологически – что было 15-20 лет назад и что имеем сейчас. Зритель на этих контрастах мог сделать вывод, насколько изменился уровень жизни, заработных плат и так далее. Кстати, в фильме оставили некоторые оговорки, что показывает нестандартность и человечность данного журналистского материала.

Одним из ключевых вопросов интервью стал переход от президентской формы правления к президентско-парламентской. Президент отметил:

"Я знаю, о чём говорят, что у нас сильная президентская власть, вертикаль. Но у нас сильная президентская вертикаль не давит же ни на кого, на народ, она работает на то, чтобы государственный аппарат служил народу, чтобы программы наши двигались, чтобы реформы шли вперёд… В Казахстане кто-нибудь хочет, чтобы у нас было, как сейчас в Украине или в Грузии, или как в Молдавии? Так вот в том-то и дело, а там же парламентские республики. Я постоянно говорю, и кто хочет, кто не хочет, не слышит: мы придём к американскому методу, но для этого нужно время".

Переход от президентской к президентско-парламентской форме правления является естественным этапом развития мировых политических систем. Хотя в современном мире продолжают функционировать и автократии, которые не стоит рассматривать как политический атавизм – в 21 веке такие формы правления ещё будут появляться. Более того, появляются совершенно иные формы управления территорией, как, например, ИГИЛ – не признанная никем, считающаяся террористической, но тем не менее называющая себя государством организация.

Отмечу, что страны с парламентской формой правления в теории политологии представляют собой одно, а на практике, зачастую, совершенно другое.

Несмотря на формальную и реальную многопартийность в некоторых европейских государствах, активное участие парламента и общественности в политической жизни, те вещи, которые считаются здесь ментально неприемлемыми, подвергаются остракизму и даже не проходят в СМИ.

Что касается Казахстана, то от наличия трёх партий в Парламенте мы не особо чувствуем полярность мнений. Парламент в Казахстане камерный, никто, образно говоря, не бьёт друг друга по голове и не так интересно наблюдать за пленарными заседаниями депутатов. Однако в плане эффективности, скорости принятия законопроектов и конструктивности общения этот парламент вполне работоспособный.

"Больше полномочий постепенно отдавать парламенту. Но уже у нас президентско-парламентская республика, потому что премьером становится представитель победившей партии. Пусть партии борются, докажут людям свою программу, завоевывают места и выдвигают своих людей. Мы к этому подошли, это законы наши уже такие".

Передача определённых полномочий от исполнительной к законодательной власти зависит от конкретных обстоятельств. Практика показывает, что население конъюнктурно по отношению к политикам и предлагаемым им программам. Характерный пример – Грузия и Украина, на которые в интервью ссылается наш Президент. Об экс-президенте Грузии Саакашвили неожиданно вспомнили после того, как он возглавил одесскую администрацию. При этом у себя на родине он является разыскиваемым преступником, хотя до сих пор мы говорим о положительных чертах грузинского опыта по искоренению коррупции. Или бывший президент Украины Ющенко, за которого в своё время проголосовало большинство украинцев, а на следующих выборах он набрал лишь 3% голосов.

Причиной резкой смены политических предпочтений становится неустоявшаяся демократия.

Если же рассматривать классические демократические системы, будь то США, Британия или Германия после Второй мировой войны, то здесь каждая политическая партия имеет выверенную идеологию, большое число действующих сторонников и достаточно стабильный электорат. В Казахстане говорить о подобных вещах сложно, тем более с учётом похожести политический партий друг на друга.

В интервью Президент также говорил о реформе снизу, в частности, об избираемости сельских акимов. В структуре исполнительной власти последние составляют достаточно большую численность, и я думаю, что власть намерена переходить со временем к дальнейшему расширению возможностей выборности уже областных и городских акимов.

Предписано Аллахом

" Честно говоря, мы всех стопроцентно счастливыми не сделали, и этого не сделала ни одна страна. В США ниже черты бедности тоже живут 14%, в Европе их еще больше. Допустим, безработных 28% в европейских станах некоторых. Мы не исключение", –

– открыто заявил  в интервью Президент. Здесь отмечу: недовольные будут всегда, и как бы власть ни оказывала определённые услуги гражданам, им всё равно не сделаешь такого качества, какого они хотят и сколько они, по их мнению, заслуживают.

В период 90-х годов выдвигались самые разные проекты дальнейшего развития Казахстана: кто-то предлагал пойти по китайскому пути, другие ратовали за создание некоей корпорации. Но казахстанцы поддержали курс Президента и продолжают его поддерживать. На президентских выборах уровень доверия к Назарбаеву не падает ниже отметки 90%, значит, население особо не нуждается в альтернативных вариантах развития. Стоит помнить и о том, что и у самой власти в этом плане довольно ограниченный инструмент.

Одной большой трубы на всех не хватит, что доказал пример многих государств, переориентировавших свою экономическую политику с сырьевой на индустриальную.

Кстати, на следующий день после выхода интервью с Президентом провели День индустриализации с его участием.

Сегодня поставлена крайне важная задача переориентировать страну с сырьевого имиджа на аграрно-индустриальный как минимум. И Президент эти вещи понимает. Многие нефтяные державы (ОАЭ например) выстраивают города, формируют для них туристическую привлекательность, создают транспортно-логистические хабы. У Казахстана с этой позиции также имеются возможности, в частности проект «Великий Шёлковый путь», который будет сопрягаться с ЕС и ШОС, даст возможность нашей стране чувствовать себя  в будущем уверенно.

Большое внимание в интервью Президент уделил и ЕАЭС. Нурсултан Назарбаев вновь подтвердил, что этот путь – перспективный и надёжный, несмотря на ряд трудностей, которые пришлись на первый год существования объединения. А сделав ссылку на Аллаха, Президент поставил шах и мат всем противникам ЕАЭС.

"Я убеждён, что Евразийский союз и Европейский союз обязательно будут сотрудничать. Это предписано Аллахом".

Нурсултан Назарбаев как политик давно вышел за рамки одного государства, влияние его идей распространяется за пределы Казахстана. Президент является региональным политиком, как минимум, и идея президента о создания ЕАЭС, озвученная ещё в 1994 году, чётко это подтверждает.

Неприкасаемых не будет

Ещё одной темой диалога с Главой государства стала борьба с коррупцией.

"Я предупреждаю своих родственников, друзей, детей своих, что здесь неприкасаемых не будет. На всю страну по телевидению. И я сейчас это повторяю. Министров посадили в тюрьму, заместителей министров. Я уж о других не говорю. То есть, беспощадно идёт сейчас борьба, и не думайте, что это очень просто. Всегда человек не признает своих ошибок. Поэтому, это должно отрезвить всех наших чиновников, и они должны понять, наконец, что здесь никакой крыши не будет. В государственные средства нельзя совать руку".

Как мы видим, система борьбы с коррупцией вышла на более высокий оборот, и колесо наказания работает уже с большей скоростью. Помню, в 1990-2000-е годы было много жалоб на то, что в тиски коррупционной борьбы попадают мелкие сошки – главные специалисты районных акиматов или начальники отделов силовых ведомств. Сейчас же за решётку попадают люди, бывшие некогда соратниками президента. Как, например, Серик Ахметов, которого упомянул Президент.

В нынешнюю информационную эпоху трудно что-то скрыть, и многие коррупционеры начинают умерять свои аппетиты. Помогает и минимизация общения граждан с чиновниками, введение электронного документооборота. Так что перспективы борьбы с коррупцией в республике видятся мне достаточно оптимистичными. Хотя стереотипы в этом вопросе остаются, особенно со стороны западных рейтинговых организаций, которые оценивают Казахстан в этом вопросе как аутсайдера.

Но в антикоррупционной борьбе важно не переборщить, как случилось при Сталине, когда люди написали 4 млн доносов на тех или иных товарищей.

Почти по Гамлету

"Ли Куан Ю говорил, что он посадил своего друга. А почему забыли люди, что я посадил отца моих трёх внуков? Думают, они со слезами ко мне не приходили вместе с матерью? Приходили. Думаете, я не переживал? Конечно, переживал. Но когда видел, что это явно, что это просто "сверх он", я не остановился перед этим. Родственники собирались, уговаривали все: "Всё в твоих же руках, что тебе стоит закрыть" и так далее. Убиты два молодых человека, помните – его заместители в банке? Как можно прощать, и сколько бизнесменов от него пострадало?"

Перед показом фильма "С Назарбаевым о главном" был анонсирован фрагмент по "делу Алиева". Эта часть интервью призвана продемонстрировать непоколебимость курса борьбы за справедливость в отношении населения. Понятно, что Президенту находиться в этой ситуации было не очень комфортно, но он достаточно откровенно рассказал о ней. Подобные ситуации могут неожиданно возникнуть в жизни любого человека.

Если бы "дело Алиева" спустили на тормозах, скепсис в отношении перспектив развития страны многократно бы возрос. Но в разрешении дилеммы, как быть, когда с одной стороны родственники и близкие люди, а с другой – закон, справедливость и право, Назарбаев поступил как политик, как лидер государства.

Без новизны, но с полезным повторением

В интервью с Президентом прозвучало много вещей, которые мне как политологу известны давно. Акценты были расставлены на основных приоритетах развития Казахстана, говорилось о создании столицы, о её развитии, о 100 шагах. Но если для меня эти вопросы являются работой, то для кого-то, может быть, и не вредно послушать ответы на них ещё раз. Если попросить прохожего на улице назвать хотя бы 10  шагов из 100, вряд ли он это сделает. С другой стороны, заучивать свежий План нации, как устав караульной службы в армии, нет смысла, мы живём не при тоталитарном режиме.

И напоследок ещё один штрих к заметкам о фильме. Мне как жителю республики, как гражданину Казахстана понравился бодрый вид Президента, его непринуждённость и улыбка. За 20 лет люди меняются сильнее… И особенно мне понравился фиолетовый галстук Главы государства, который не только подчеркивает респектабельность, но и символизирует уверенность его носящего в своих силах. Очень часто фиолетовый относят к королевским цветам. Когда бываю в Астане, то обращаю внимание, что многие чиновники вслед за Президентом также выбирают фиолетовый цвет галстука. Яркость и динамичность этого цвета отличают современных госслужащих от предшественников 90-х годов, ходивших в "похоронных" серо-чёрных костюмах и такого же цвета галстуках.


Фото Фото агентства "Хабар"

И если выборы показали, что в Республике сформировалась казахстанская нация, то по цвету галстука нынешних чиновников можно сказать, что у Президента сформировалась своя команда.

С Днём рождения Президента всех нас, с Днём столицы!

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров