Прямой эфир Новости спорта

"Эффект соседства" усиливает прагматизм отношений

Поиск источников инвестиций является в 2019 году важной задачей для Казахстана.

При прочих равных условиях торгово-экономические связи развиваются наиболее активно между соседями, но у нашей страны есть своя специфика.

Одной из теорий привлечения прямых иностранных инвестиций является так называемый эффект соседства. Как показывает мировая практика, значительная часть соглашений о региональном сотрудничестве заключается между соседними странами или государствами, находящимися в одном географическом районе мира. В теории это обусловлено действием закономерности развертывания внешнеэкономических связей: их интенсивность находится в зависимости от экономического веса взаимодействующих субъектов, но в обратной зависимости от разделяющих их расстояний.

Хотя эта закономерность не всегда работает. Если, например, посмотреть на цифры товарооборота Казахстана со странами мира, то видно, что наибольший его объём (более 40%) – со странами Европейского союза (в лидерах Италия, Нидерланды и Франция), импортирующих сырьевые ресурсы и находящихся далеко от казахстанских границ. Но тем не менее значительный товарооборот сохраняется с приграничными Китаем и Россией. То есть фактор соседства сохраняет свою значимость в пространственной структуре торговых связей Казахстана.

Соседство должно способствовать экономическим связям в теории, хотя это явление есть и на практике, считает главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Вячеслав Додонов.

"У нас своя специфика – это экспортная ориентация экономики, до 90% экспорта приходится на минеральные ресурсы", – сказал он на заседании экспертного клуба "Мир Евразии" на тему "Влияние "эффекта соседства" на расширение инвестиционного сотрудничества стран Евразии".

Поэтому казахстанская экономика в большей степени зависит не от соседних стран, а от ведущих сырьевых потребителей. Но в части импорта ситуация другая. Здесь Россия всегда была на первом месте, как основной источник товаров для Казахстана, и ситуация не меняется.

Что касается инвестиционного потенциала стран ЕАЭС, то сохранение рисков и волатильности мировой экономики, усиление ограничений и барьеров доступа на рынки актуализируют для стран-участниц союза на фоне подверженности экономик внешним воздействиям вопросы привлечения как взаимных, так и внешних инвестиций. Есть инвестиции, которые идут между странами в рамках самого ЕАЭС, и есть инвестиции, приходящие извне.

Получается так, что пока внутренние инвестиции значительно проигрывают в объёмах внешним (хотя за последние два года они выросли). К примеру, по данным за 2016 год, объём внешних инвестиций в страны ЕАЭС составил более 50 млрд долларов, а внутренних – всего 1,2 млрд, что закономерно, но явно недостаточно. Лидером по объёму инвестиций в страны ЕАЭС является Китай.

"Все мы понимаем, что экономика ЕАЭС на 85% – это Россия, – говорит Додонов. – Её потенциал, экономические возможности и финансы не сопоставимы с тем, что могут предложить другие страны. Накопленные инвестиции из России в Казахстан составляют более 12 млрд долларов. Это около 6% от общего объёма накопленных в Казахстане иностранных инвестиций, но и они больше, чем доля России в мировой экономике (около 2-2,5%), то есть российский капитал интенсивно представлен в Казахстане, что может быть отнесено к "эффекту соседства".

Можно ещё отметить интересную страновую особенность инвестиций из стран Запада в Казахстан.

"Их львиная доля сосредоточена в добывающих и смежных отраслях (например, геологоразведка, трубопроводный транспорт и прочее), – отмечает главный научный сотрудник КИСИ. – А инвестиции из России в основном идут в обрабатывающую промышленность (примерно 24% всех российских инвестиций, на добывающую приходится 21%). В целом же прямых иностранных инвестиций на добывающую промышленность и сопутствующие разные виды деятельности приходится порядка 85%".

То есть для западных инвесторов Казахстан прежде всего интересен своей сырьевой базой. Развитые страны вкладывают деньги не в высокие технологии, а интересуются сырьём. В обрабатывающую же промышленность больше вкладываются страны-соседи, которые принято считать менее развитыми – Россия и Китай. Причём делается это в основном не за счёт прямых инвестиций, а за счёт заёмных средств. Кроме того, казахстанские инвестиции в союзные страны увеличились в период работы ТС и ЕАЭС. В 2015-2017 гг. инвестиции из Казахстана в Россию составляли около 400-550 млн долларов в год. Это довольно существенные цифры.

При этом Казахстан, будучи второй экономикой на постсоветском пространстве, не вошёл даже в пятёрку крупных торговых партнёров России. Зато на четвёртой позиции в этом списке оказалась Беларусь, чей объём ВВП меньше казахстанского.

"В 2018 году Минск наторговал с Москвой на сумму 34 млрд долларов, в то время как Астана всего на 17,6 млрд долларов, – рассуждает политолог Замир Каражанов. – Подобный расклад силы говорит о том, что у Казахстана есть невостребованный потенциал для торговли. Но, скорее всего, причина такого положения в слабо диверсифицированной экономике. В результате чего основными торговыми партнёрами Астаны оказываются не только ближайшие соседи, но и дальние государства. Но, в принципе, такая же картина наблюдается и в России. Это не единственное сходство наших экономик. Ещё одна отличительная черта – низкая доля МСБ. Он также мог бы приложить усилие к тому, чтобы усиливались приграничное и межрегиональное сотрудничество между нашими странами".

Кроме всего прочего, по мнению специалистов Всемирного банка, "эффект соседства" приводит к "эффекту перелива", то есть бурное экономическое развитие одних стран региона ведёт к перенасыщенности экономики, вследствие чего происходит переход экономической активности в области и районы соседних государств. "Эффект перелива" хорошо заметен в российско-казахстанском и казахстанско-киргизском приграничном сотрудничестве.

Вопросам взаимных инвестиций посвящены раздел XV Договора о Евразийском экономическом союзе и прилагаемый к нему Протокол о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций.

"Речь здесь идёт главным образом о правовых гарантиях в отношении инвесторов стран-участниц и их деятельности на территории друг друга, включая создание благоприятных условий, аналогичных действующим в отношении национальных инвесторов, предоставление защиты в рамках действующего законодательства, возмещение ущерба и т.д., – разъясняет директор центра актуальных исследований "Альтернатива" Андрей Чеботарев. – Однако эти документы не предусматривают проведения странами-участницами общей или согласованной инвестиционной политики. А в структуре Евразийской экономической комиссии нет соответствующего департамента. Поэтому в рамках ЕАЭС данное направление межгосударственного взаимодействия фактически не имеет своего институционального и, следовательно, практического выражения. В том числе это касается к реализации совместных инвестиционных проектов".

К тому же ЕАЭС пока не состоялся как единый рынок. Общие рынки финансов, газа, нефти и нефтепродуктов планируется запустить только в 2025 году.

Существенным фактором привлечения инвестиций, в том числе высокотехнологичных, является человеческий капитал (не случайно ЕАЭС в последнее время продвигает новые цифровые проекты, требующие наличия грамотных специалистов). Для измерения его в статике может использоваться индекс человеческого развития ООН. Все страны ЕАЭС относятся к странам с высоким индексом и демонстрируют этим привлекательный для инвесторов тренд. Также Казахстан предложил единую регуляторную площадку на базе английского права. Это Международный финансовый центр в Астане, самим своим существованием демонстрирующий знаковую заявку на то, чтобы Казахстан стал локомотивом развития финансового рынка ЕАЭС.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев дал поручение по усилению работы в 2019 году отечественного внешнеполитического ведомства в части привлечения инвестиций и продвижения казахстанского экспорта. В настоящее время, по данным МИД РК, в стране создаётся комплексная система выстраивания взаимодействия государственных органов, нацкомпаний, акиматов и загранучреждений. В регионах Казахстана предлагается создать офисы по работе с инвесторами, где они будут получать содействие в реализации проектов без бюрократии. Послы Казахстана будут вооружены всей необходимой информацией для работы с потенциальными инвесторами.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров