Прямой эфир Новости спорта

Сайнс-арт, да Винчи и ДНК: Зачем бизнесу вовлекаться в искусство?

Дина Ли специально для Informburo.kz
Дина Ли специально для Informburo.kz
Совместно с компанией SANTO рассказываем, как под влиянием науки создаются произведения искусства и почему художники и учёные должны сотрудничать.

Фото Алмаза Толеке для Informburo.kz


В апреле 2018 года компания SANTO и фонд Cultural Dialogue объявили конкурс для скульпторов, архитекторов и художников на лучший эскиз скульптуры, посвящённой инновационным технологиям в здравоохранении. Первый этап конкурса завершился выставкой "Код науки и искусства". В Центральном выставочном зале проходит экспозиция, в которой более 53 работ. Участники из Астаны, Алматы, Усть-Каменогорска и Шымкента презентовали макеты и эскизы скульптур, одна из которых станет новым символом фармацевтического завода SANTO.


Экспонаты выставки "Код науки и искусства"

Экспонаты выставки "Код науки и искусства" / Фото Алмаза Толеке для Informburo.kz


Талантливый художник разглядит красоту и в молекуле ДНК, и в ядре клетки. Но оказывается, научная тематика и применение инновационных методов в художественных практиках – это тренд в современном искусстве.

Читайте также:

Healing with HeArt: когда бизнес говорит на языке искусства

Как взаимодействуют наука и искусство?

Эти, на первый взгляд, противоположные сферы всегда были основными двигателями культуры, служили источниками вдохновения и творчества. Греческий корень "techne", от которого образованы слова техника и технология, применялся в Древней Греции и к художественной, и к научной деятельности. Искусство и наука – две грани познания мира и воплощения в жизнь самых смелых идей. Первопроходцем, воплотившем в творчестве научные идеи, по праву называют Леонардо да Винчи. Изучение анатомии и физиологии помогло художнику максимально реалистично изобразить пропорции человеческого тела. Подобная интеграция вообще была присуща эпохе Возрождения.


Экспонаты выставки “Код науки и искусства”: скульпторы вдохновлялись работами Леонардо да Винчи и старались передать анатомические особенности тела

Экспонаты выставки "Код науки и искусства": скульпторы вдохновлялись работами Леонардо да Винчи / Фото Алмаза Толеке для Informburo.kz


Художники и учёные меняются ролями?

Со временем синтез науки и искусства обретает всё более необычные формы. Художники вдохновляются технологическими новинками и научными открытиями. В то же время учёные черпают вдохновение в творчестве. Например, бактериолог и нобелевский лауреат Александр Флеминг в свободное от исследований время увлекался живописью. В 1920-х годах он рисовал эскизы, используя вместо красок разноцветные грибы и бактерии. Флеминг заметил, что грибы на бумаге создают вокруг себя безопасную область, куда не заходят бактерии. Именно эти наблюдения впоследствии помогли учёному открыть антибиотики.

Во второй половине XX века в искусстве появляются такие направления как Science art и биоарт, которые активно развиваются по сей день.

Что такое Science art?

Science art (сайнс-арт – научное искусство или искусство исследования) – искусство, которое использует не только традиционные выразительные, но и исследовательские, научные методы. Сайнс-арт пытается объяснить мироустройство и сформировать общественные представления о нём. Произведения, созданные в рамках сайнс-арт, – это симбиоз научного и художественного исследования в самых разных сферах: от социологии до химии.

Родоначальником сайнс-арт считают Джо Дэвиса, сотрудника Массачусетского технологического института и генетической лаборатории Джорджа Чёрча в Гарварде. В 1986 году он начал работать над проектом Microvenus, вдохновившись работой астрофизика NASA Карла Сагана. Исследователь взял на себя роль художника и впервые в мире ввёл закодированную информацию в живые организмы в форме синтетической ДНК.


Экспонаты выставки "Код науки и искусства"

Экспонаты выставки "Код науки и искусства" / Фото Алмаза Толеке для Informburo.kz


Кто может заниматься сайнс-артом?

Чтобы заниматься сайнс-артом, не нужно быть учёным, иметь специальное образование или работать в лаборатории. Часто художники экспериментируют самостоятельно, внедряя в творчество инновации. Многие обращаются за помощью к экспертам, чтобы воплотить идею в жизнь максимально профессионально. Например, известная художница Марина Абрамович, готовясь к легендарному перформансу "В присутствии художника", сотрудничала с нейробиологами, чтобы понять, как на работу мозга влияет длительный зрительный контакт. Вторая часть перформанса на грани науки и искусства прошла в 2011 году в центре Garage. Новое произведение называлось "Измеряя магию взгляда". Мозговую деятельность двух людей, смотрящих друг другу в глаза, фиксировали с помощью энцефалографов. Эксперимент натолкнул нейробиологов на дальнейшие исследования, так как обычно люди смотрят друг другу в глаза не дольше семи секунд, а деятельность мозга человека, который выдерживает длительный зрительный контакт, мало изучена.

Биоарт и сайнс-арт – одно и то же?

Похоже на то, но не совсем. Биоарт – это более узкое направление, скорее составная часть сайнс-арта, чем отдельное течение. Это искусство, которое сосредоточено на работе именно с живыми организмами, бактериями и тканями. Порой сам художник становится объектом художественно-научного исследования. Например, киприото-австралийский художник-акционист Стеларк начал работать в направлении биоарта. В 2015 году он вживил себе в руку ухо, с помощью которого другие люди могут слышать звуки через Wi-Fi.

Биоарт и сайнс-арт вызывают интерес и у людей искусства, и у научного сообщества. Например, Принстонский университет проводит конкурс Art of Science для молодых учёных, которые создали красивую и точную визуализацию какого-то биологического процесса.

А как с этим дела в Казахстане?

В Казахстане подобных успешных коллабораций пока не так много, но опыт компании SANTO в сотрудничестве с фондом Cultural Dialogue демонстрирует позитивную тенденцию. Член жюри и известный казахстанский искусствовед Ольга Батуринасчитает, что: "Искусство обладает силой воздействия, и бизнес, который это понимает, идёт правильным путём. В мире арт-рынок сегодня второй после нефтяного. Но именно скульптура как вид искусства остаётся в тени. Для её создания нужен заказчик, и когда появляется такой запрос от бизнеса, это способствует развитию обеих сторон"


Фото Алмаза Толеке для Informburo.kz


Конкурсные работы, представленные на выставке, выполнены в разных техниках, стилях и из разных материалов. Объединяет их одно: стремление передать исследовательский дух, обратить внимание на сложную работу учёных, продемонстрировать взаимодействие человека и Земли.

Часть скульпторов использовали в работах образ полыни, ставший символическим для завода "Химфарм". Он основан в 1882 году купцами Н.И. Ивановым и М.П. Савинковым. Это одно из старейших фармацевтических предприятий в мире. Шымкентский завод обрёл мировую известность, потому что на нём выпускали вещество сантонин, которое производили как раз из полыни. Кроме того, благодаря работе купца Иванова изображение полыни даже попало на дореволюционный герб Шымкента, а компания SANTO впоследствии была названа в честь вещества сантонин.

Читайте также:

От целебных трав до биотехнологий: Полная история казахстанской фармации

24 августа жюри оценило конкурсные работы. Окончательные итоги, определение финалистов и победителей, подведут в ноябре.

Ижи Урбанец, генеральный директор компании SANTO, отмечает, что всеобщее влияние искусства и культуры в меняющемся глобальном обществе имеет жизненно важное значение. Процесс глобализации, стимулируемый развитием информационных технологий, хотя и представляет вызов для культурного разнообразия, вместе с тем создает условия для нового диалога между культурами.


Фото Алмаза Толеке для Informburo.kz


Жанна Мамбетова, руководитель ОФ Cultural Dialogue, подчеркивает, что искусство и культура Казахстана приобретают всё большее значение на международной арене: "Конкурс при поддержке компании SANTO продемонстрировал стремление к более широкой солидарности, основанной на признании форм культурного разнообразия, осознании единства человечества".


Члены жюри Гульмира Шалабаева и Ольга Батурина обсуждают конкурсные работы

Члены жюри Гульмира Шалабаева и Ольга Батурина обсуждают конкурсные работы / Фото Алмаза Толеке для Informburo.kz


Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров